Print This Post

23 апреля 2017 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии Сурожской епархии Московского Патриархата священник Георгий Завершинский, клирики храма.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе!

Первое воскресенье после праздника Святой Пасхи называется в церковном календаре странным и малопонятным словом «Антипасха». Приставка ἀντι- переводится с греческого как «вместо», и слово «Антипасха» означает не «против», а «вместо Пасхи».

Во времена древней Церкви не все верующие могли в срок успеть на пасхальное богослужение: кто-то по причине болезни, кто-то задерживался в пути. Ведь даже в наши дни мы не всегда можем точно рассчитать время, ибо люди все равно зачастую опаздывают, ссылаясь на пробки. А в древние времена случалось так, что человек планировал прибыть к празднику Пасхи, а приезжал только к празднику Пятидесятницы. Это происходило как из-за погодных условий, когда корабли не могли выйти в море, так и по другим причинам, которые препятствовали человеку прибыть в назначенный срок.

После того, как апостол Павел собрал большие средства для Иерусалимской Церкви, он отправился в путешествие и писал в своих посланиях о том, что надеется прибыть в Иерусалим к празднику. Но, конечно, многое зависело от обстоятельств. И для христиан, которые не попадали на праздник Пасхи, а приезжали уже в следующее воскресенье, этот день становился подобным Пасхе (Антипасхой), в который они прославляли Воскресение Христово.

В основе этого праздника лежит еще одно событие, о котором мы слышали сегодня в Евангелии от Иоанна. И если день Воскресения Христова для всех апостолов стал Пасхой новой и спасительной, то для апостола Фомы следующее воскресенье стало Антипасхой, ибо именно в этот день он убедился в том, что Христос воскрес.

Когда мы читаем евангельские повествования о последних днях жизни Господа Спасителя, а также о том, что произошло после Его погребения, то видим, что рядом с Иисусом находились женщины, которые следовали за Ним из Галилеи. Когда Господь Иисус Христос был предан и распят, Его ученики из страха разбежались, но женщины не оставили Его. И именно женщины первыми узнали о том, что Христос воскрес. И ни в одном из евангельских рассказов не говорится, чтобы женщины усомнились в Воскресении Христа, хотя они и не сразу узнали Воскресшего Учителя. Мария Магдалина приняла Его за садовника, но как только Он назвал ее по имени, женское сердце сразу узнало Воскресшего Христа. А ученики-мужчины, которые в страхе разбежались когда Сын Божий был предан, продолжали сомневаться и после того, как Он воскрес. И об этом вполне ясно свидетельствуют евангелисты.

Одним из таких сомневающихся был Фома, которому рассказали, что ученики видели Иисуса воскресшим, но он, не поверив, ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25).

Реакция апостола может вызвать у нас удивление, ибо из Евангелия мы знаем, что Господь Иисус Христос предсказывал и Свою смерть, и Свое воскресение. И если апостолы внимательно слушали Его, то, наверное, должны были подготовиться к этому событию.

Но давайте поставим себя на место учеников и представим, что среди нас жил некий очень уважаемый человек, которого мы воспринимали как учителя; этот человек умер и мы похоронили его на кладбище, а на третий день, когда мы собрались на поминки, он вдруг предстал перед нами в новом облике. И мы спрашиваем себя: что это такое? Может быть, это сон? Может, привидение или галлюцинации? А вообще, тот ли это человек? Вроде и похож, и нет: голос тот же, жесты узнаваемые, но что-то изменилось.

Да, нам трудно себе представить то смущение, в котором находились апостолы. Но их чувства вполне объяснимы, ибо при всем, что они видели, при всех чудесах, которые Господь совершил на их глазах, для них Он был прежде всего Человеком. И после того, как Он умер на кресте, был погребен и к Его гробнице привалили камень, ученикам вдруг показалось, что вся эта история закончилась и надо возвращаться к своим обычным занятиям. Как Петр сказал им: «Я иду ловить рыбу» (Ин. 21. 3). Господь ему говорил, что он будет ловцом человеков, а он вновь идет ловить рыбу, ибо закончилась необыкновенная история, в которой они участвовали, и начались будни обычной человеческой жизни. Вот какие ощущения были у апостолов, вот какие мысли их обуревали.

Реакция апостола Фомы вполне объяснима, ибо, узнав от других учеников, что Учитель воскрес, он также мог подумать, что это было привидение или галлюцинация, или что за Иисуса приняли другого человека. Поэтому он и сказал: «Если не увижу — не поверю».

На восьмой день по Своём воскресении Господь явился всем ученикам. Он прошел сквозь затворенные двери, чего никогда не делал при жизни, насколько мы можем судить из Евангелий. И уже одно это могло насторожить и смутить учеников, заставить их думать, что перед ними призрак. Но Христос, обращаясь к Фоме, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20. 27). И тогда Фома произносит слова, которые являются смысловой сердцевиной всего Евангелия от Иоанна, а, может быть, и всех четырех Евангелий: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20. 28). Эти слова – первый символ веры, произнесенный апостолом Христовым, когда он ясно и твердо исповедал, что Иисус Христос – это Господь и Бог; не просто человек, но Бог воплотившийся, распятый и воскресший. Ради этого стоило сомневаться, ради этого стоило ждать восемь дней.

Далее Господь говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20. 29).

Спаситель всегда говорил людям о вере. Зачастую, намереваясь совершить чудо, Он спрашивал человека: «Ты веришь, что Я могу это сделать?» Когда же чудо совершалось, Он нередко говорил: «Вера твоя спасла тебя». Христос всегда подчеркивал необходимость веры как непременного условия для содействия человека Богу, ибо Господь всегда действует в ответ на веру человека. И для того, чтобы в полной мере осознать, что Иисус воскрес, нужно было не только подойти и убедиться, что это именно Он, не только вложить перст в Его язвы от гвоздей и пощупать раны, но прежде всего иметь в своем сердце веру.

Вера, о которой Господь напомнил Фоме, является путем к познанию Воскресшего Спасителя, к познанию Иисуса Христа как нашего Господа и Бога. Именно эта вера открывает нам путь в Царство Небесное и дает возможность понять, что Христос воистину воскрес, и что Воскресение Христово имеет прямое отношение к нашей жизни, открывая каждому из нас путь к воскресению и жизни вечной.

Вот почему Антипасха всегда была так важна для Церкви. И на восьмой день после праздника Воскресения Христова люди собирались сначала в домах, а потом, когда появились церкви, в храмах, чтобы вспомнить об этом событии. И слова, которые Господь произнес: «Блаженны невидевшие, но уверовавшие», относятся ко всем нам, ибо мы не видели Воскресение Христово, но мы верим в него и знаем, что Христос воскрес. Убежденность в Воскресении Христовом дает нам силы быть христианами, любить Церковь Божию, следовать евангельским заповедям и жить по заветам, которые оставил нам умерший и Воскресший Господь Иисус Христос.

Будем исповедовать Иисуса Христа Господом и Богом. Никогда не станем сомневаться, что Он действительно Господь и Бог, а не просто человек или учитель духовной жизни и нравственности, или один из пророков. Будем жить этим исповеданием веры и просить Господа, чтобы помог нам быть достойными христианами и воплощать на нашем жизненном пути все, что Он нам заповедал. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС