Интервью председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона итальянскому агентству Askanews
В интервью, которое председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал корреспонденту информационного агентства Askanews в преддверии встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Италии, были освещены такие темы, как российско-итальянские связи, отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, гонения на христиан в ближневосточном регионе.
– Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и С. Маттарелла является частью визита итальянского Президента в Москву. Почему они встречаются? Какими будут темами их диалога?
– Мы приветствуем предстоящую встречу Президента Италии Серджо Маттареллы и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая должна послужить развитию отношений народов двух стран.
На протяжении последних десятилетий между Русской Церковью и итальянским государством складывается плодотворный диалог по самым разным вопросам. Многие из них будут затронуты и в ходе двустороннего диалога Святейшего Патриарха Кирилла и Президента С. Маттареллы. Среди тем, которые выносятся на обсуждение, – взаимодействие в области культурного обмена и туризма, положение проживающих в Италии соотечественников из России и стран бывшего Советского Союза, диалог Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, проблема размывания традиционных нравственных ценностей в европейском обществе, мирное урегулирование военного конфликта на Ближнем Востоке.
– Отношения между Ватиканом и Москвой изменились в последние годы. Во все более хрупком мире возможно ли сказать, что эти отношения укрепляются и показали неожиданную силу? Две сильные личности, такие как Кирилл и Франциск, насколько они были решающими? Можно ли сказать, что после встречи между Патриархом Кириллом и Папой Франциском на Кубе началась новая эра?
– Без всякого сомнения, встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Кубе 12 февраля 2016 года стала одним из самых важных и ярких событий в истории двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Не случайно, ее тут же (и вполне справедливо) стали называть исторической.
Во-первых, она стала первой в истории встречей Предстоятеля Русской Православной Церкви и епископа Рима. Для того, чтобы эта встреча состоялась, потребовалось пройти путь в 20 лет, преодолевая серьезные препятствия. Во-вторых, исторической встреча является еще и потому, что она стала видимым выражением того уровня доверия и взаимопонимания, которого достигли наши Церкви в последнее время и который открывает для православно-католических отношений новые исторические перспективы. С этой точки зрения, конечно, можно говорить о том, что Гаванская встреча открыла новую страницу в отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.
Папа и Патриарх открыто признали, что между нашими Церквами пока еще остаются нерешенными важные богословские вопросы. Вместе с тем Предстоятели двух Церквей выразили надежду, что их встреча послужит достижению взаимопонимания и поможет преодолению накопившихся обид и предубеждений.
В обеих Церквах уже сейчас присутствует понимание того, что обстоятельства, в которые поставлены сегодня христиане, а также вызовы, стоящие перед всем человечеством, заставляют православных и католиков стремиться к тому, чтобы учиться жить и действовать сообща, вместе защищать те ценности, которые являются для нас общими.
Встреча в Гаване продемонстрировала существующее между двумя Церквами согласие по наиболее актуальным проблемам современности. Это, прежде всего, трагическая ситуация на Ближнем Востоке и гонения на христиан со стороны экстремистов, продолжающийся конфликт на Украине, ущемление прав христиан в странах Запада, необходимость защиты семьи и других христианских ценностей в секулярном обществе, отстаивание высокого достоинства человеческой личности во всех сферах общественной жизни. По этим животрепещущим вопросам православные и католики уже сейчас могут и должны сотрудничать, чтобы христианский ответ на вызовы современной цивилизации был более эффективным. После встречи в Гаване двустороннее сотрудничество по указанным направлениям стало заметно интенсивнее, в том числе благодаря личному вкладу Папы Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла.
– Русская Православная Церковь с самого начала т.н. «арабской весны» забила тревогу за христиан на Ближнем Востоке. Мы видели, что в рядах противников власти в Сирии находилось множество боевиков экстремистских группировок, которые поставили своей целью уничтожить древнейшее христианское присутствие в регионе.
– С 2011 года Московский Патриархат на всех возможных уровнях активно отстаивает интересы христиан Ближнего Востока, находящихся в тяжелейших условиях. В конце 2011 года Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в Сирию и Ливан, в последующие годы лидеры практически всех ближневосточных христианских Церквей посетили Россию. В общении с ними мы узнаём подлинную информацию о ситуации, что позволяет доносить их интересы до международной общественности. Это актуально и потому, что зачастую СМИ намеренно игнорировали проблему гонений на христиан в Сирии. Многие ближневосточные иерархи также говорили о том, что приход России в Сирию стал знаком надежды для христиан, которые массово покидали регион из опасений за свою жизнь под властью экстремистов.
Мы поднимаем вопрос бедственного положения христиан на международных форумах, в диалоге с государственными и религиозными лидерами, в средствах массовой информации. Практически ни одна официальная встреча Священноначалия Русской Православной Церкви не проходит без обсуждения ситуации на Ближнем Востоке и положения христиан в этом регионе.
Ситуация на Ближнем Востоке неизменно становится частью повестки дня и в диалоге с исламскими лидерами. Так, недавно Святейший Патриарх Кирилл встретился с министром вакуфов Сирии Мухаммадом Ас-Саидом, а ранее он беседовал и с Верховным муфтием этой страны Ахмадом Хассуном. Мы делились своей озабоченностью судьбой ближневосточных христиан в диалоге с Организацией исламского сотрудничества, с мусульманскими лидерами Ирана, Ирака, Египта, Турции, Йемена и других стран.