Митрополит Иларион: В христианской традиции пища всегда воспринималась как дар Божий
15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь» В.Н. Крисько.
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».
В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.
Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях – директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!
В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.
Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.
Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.
О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.
Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.
Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.
В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.
Одна из наших задач сейчас – бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.
Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.
Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел – столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?
В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.
Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.
Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.
В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.
Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день – «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес – Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.
Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите – тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.
В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» – это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.
Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.
Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль – это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.
Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.
В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.
Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…
В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.
Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.
Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.
В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, – это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.
Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.
С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы – то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.
В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.
Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.
Служба коммуникации ОВЦС