Митрополит Иларион: Чтобы увидеть Бога, мы должны любить друг друга
9 октября 2016 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили благочинный приходов Сурожской епархии в Шотландии и Северной Ирландии священник Георгий Завершинский, клирики храма.
После сугубой ектеньи владыка вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот день святая Церковь вспоминает память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – автора четвертого Евангелия, трех посланий и книги Апокалипсис, которые все вошли в Новый Завет.
О возлюбленном ученике Господа Иисуса Христа мы узнаем из всех четырех Евангелий, но особым образом – из Евангелия от Иоанна, ибо это Евангелие является свидетельством очевидца. Святой апостол Иоанн неоднократно это подчеркивает и завершает свое Евангелие словами, которые мы слышали сегодня за богослужением: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21. 24).
Иоанн Богослов был учеником Спасителя с самого начала Его общественного служения. Он неоднократно появляется на страницах четвертого Евангелия в качестве безымянного ученика или ученика, которого любил Иисус. Из Евангелия мы знаем, что именно этот ученик на Тайной вечере возлежал у груди Иисуса и ему Петр сделал знак, чтобы тот спросил Учителя, кто будет предателем. Этот ученик был единственным, кто не оставил Господа Иисуса Христа, когда Он был предан на суд и распят римскими воинами. Он же стоял у креста Спасителя вместе с Его Пречистой Матерью, и Господь сказал ему: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19. 27), а Матери Своей сказал: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19. 26). «И с этого времени», – как повествует евангелист Иоанн, – «ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19. 27).
Иоанн взял к себе Матерь Господа, потому что у Нее никого не было, кроме Сына: Ее муж Иосиф умер, других детей у Нее не было, оставались только сводные братья Иисуса. У Нее не было родственников, которые могли бы взять Ее к себе. И Христос, умирая на кресте, позаботился о Своей Матери, вверив Ее Своему любимому ученику, который взял Ее в свой дом. И этот же ученик рассказал всему миру о последних часах и минутах на кресте Господа нашего Иисуса Христа.
Апостола Иоанна Богослова называют апостолом любви: в его Евангелии и посланиях говорится о любви больше, чем в других книгах Нового Завета. В своем послании, которое мы слышали сегодня, Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Он говорит не просто о том, что Бог обладает любовью, но что Бог и есть любовь, являясь источником любви. И та любовь, которую Бог дарует людям, является отражением Божественной любви. Поэтому святой апостол неоднократно в своих посланиях напоминает нам: «Возлюбленные! будем любить друг друга,» (1 Ин. 4.7). Он говорит удивительные слова, причем дважды — в своем Евангелии и в первом послании: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 11.18; 1 Ин. 4. 12 ). И в Евангелии он говорит: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1. 8). Чтобы люди могли увидеть лик невидимого Бога, Бог стал человеком. И апостол восклицает: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1. 14).
Когда один из учеников на Тайной вечере говорит Иисусу: «Господи, покажи нам Отца» (Ин. 14, 8), то Спаситель отвечает: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14. 9). Эту беседу зафиксировал в своем Евангелии только апостол Иоанн Богослов. Три другие евангелиста ничего о ней не сказали.
Апостол Иоанн не только стоял при кресте Иисуса, но и был свидетелем воскресения Господа. Вместе с Петром он прибежал к гробу и увидел, что пуста гробница. Господь многократно предсказывал Своим ученикам, что умрет и воскреснет, но они не могли вместить Его слов, чтобы поверить в это. И даже пустой гробницы было для них недостаточно, чтобы уверовать в Воскресение Христово. Господь многократно являлся им после воскресения, показывал Свои раны на руках и ногах, в боку, от пронзенного копья, чтобы они удостоверились, что Он не призрак, и только тогда ученики уверовали, что перед ними поистине Сын Божий.
Евангелие от Иоанна начинается с торжественного утверждения о том, что Иисус Христос есть Бог Воплотившийся. Весь так называемый пролог Евангелия от Иоанна, то есть первая часть первой главы посвящена этому. Пролог начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1.1). Если евангелисты Матфей и Лука начинают историю Иисуса Христа с Его рождения, а евангелист Марк — с выхода Сына Человеческого на проповедь, то евангелист Иоанн с первых стихов своего Евангелия говорит о том, что речь пойдет не о простом человеке, но о Самом Господе, Который по любви Бога к человечеству воплотился и стал Человеком.
Церковь неслучайно назвала евангелиста Иоанна апостолом любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Эти слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа запечатлел для нас апостол Иоанн Богослов. И он же сказал, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). В своем Евангелии, посланиях и в Апокалипсисе апостол показал, как Божественная любовь преображает мир и преображает людей. Но при этом евангелист напоминает: для того, чтобы увидеть Бога, мы должны любить друг друга. Об этом он говорит в отрывке из своего послания, который мы сегодня слышали – о том, что Бога не видел никто никогда и что любовь, которой нас Господь друг с другом скрепил, открывает нам Бога.
Святой Иоанн Богослов был свидетелем земной жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа и описал нам все, что видел своими глазами. Свое первое послание он начинает словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь» (1 Ин. 1. 1-2). Иоанн настаивает на том, что он – свидетель, но свидетель, который не просто описывает, но и осмысливает все события, произошедшие на его глазах, предлагая нам их богословское толкование. И Церковь неслучайно усвоила апостолу и евангелисту Иоанну имя «Богослов». Из всех апостолов он один удостоился этого звания, ибо не только видел и засвидетельствовал, но изложил на страницах своего Евангелия и других книг свое богословское видение событий.
Новый Завет завершает книга Апокалипсис, которая содержит пророческие видения апостола и евангелиста Иоанна Богослова, когда он находился на острове Патмос. В этих пророческих видениях он излагает суть церковной жизни, ибо книга Апокалипсис была литургической книгой ранней Церкви. Она отражала то, чем жила Церковь, о чем молилась и на что надеялась. Если в Евангелии от Иоанна, как и в других Евангелиях, рассказывается о Слове Божием, Которое стало Человеком, приняв на себя уничиженный образ смертного человека со всеми присущими ему свойствами, то книга Апокалипсис говорит о Сыне Божием в Его славе, о Его Втором пришествии; о том, как Господь победит зло и ввергнет дьявола в море огненное, как наступят новое небо и новая земля, которые придут на смену этой земле и этому небу. Книга Апокалипсис повествует и о Царстве Божием, где не будет ни слез, ни плача, но только жизнь вечная, и Сам Христос будет царствовать среди Своих избранников.
Вот память какого святого мы сегодня празднуем. И чтобы быть верными его памяти, чтобы осознавать его величие, а вместе с тем и величие всего того, о чем он говорил и писал, мы должны как можно чаще читать его Евангелие, послания и Апокалипсис, питаясь той благодатной силой, которая от них исходит.
Будем просить Господа, чтобы Он открыл нам того Бога, Которого никто никогда не видел, но Который познается через Его Единородного Сына и через ту любовь, которую Христос дарует нам. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС