Print This Post

29 сентября 2016 года в столице Азербайджана открылся V Бакинский международный гуманитарный форум, собравший более 900 участников из 80 стран. 

Уважаемый министр иностранных дел! Достоуважаемый шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде! Уважаемые участники и гости форума! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рад приветствовать вас на V Бакинском международном гуманитарном форуме – важной диалоговой площадке для обсуждения проблем и вызовов современности.

Современный мир становится все теснее, поэтому проблема сосуществования разных религий и культур стала одной из самых злободневных. Ученые, политики и общественные деятели ищут основу для гармоничного и устойчивого развития социума, в котором представлено множество культур и религий. Полагаю, что для установления прочного межрелигиозного и межнационального мира необходимо создать такие общественные отношения, которые соответствуют представлениям верующих всех традиционных религий о правде и справедливости. От всякого, кто живет в мультикультурном обществе, требуется открытость к другому человеку, умение и готовность мирно жить и трудиться вместе с другим, оставаясь самим собой.

В феврале 2016 года на Кубе прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. На этой встрече обсуждалось трагическое положение христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки, вопросы отстаивания христианских ценностей, защиты семьи, жизни и достоинства человека. В совместном заявлении, принятом по итогам встречи, лидеры двух крупнейших христианских Церквей выразили обеспокоенность нынешним ограничением прав христиан, «когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни» (Совместное заявление, п. 15). В связи с этим главы двух Церквей призывали христиан Западной и Восточной Европы объединиться «для совместного свидетельства о Христе и Евангелии» (Совместное заявление, п. 16). Христианская мораль, утверждающая ценность каждой человеческой личности и призывающая к отзывчивости, прощению, жертвенности и любви даже к врагам, может выступить основой для мирного сосуществования людей разных культур.

При этом крайне недальновидно игнорировать культурное и религиозное многообразие народов мира и пытаться нивелировать существующие отличия и навязывать всем секулярные стандарты. Для утверждения прочного и справедливого мира важно применять индивидуальный подход к миротворчеству, который учитывает исторический, культурный и политический контекст жизни каждого общества.

Одним из самых опасных явлений нашего времени стало распространение экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами. Жертвами террористов в разных концах света становятся сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Многие вынуждены покидать места своего проживания и становиться беженцами. Считаю, что не может быть терроризма во имя религии. Не может быть религиозного терроризма или исламского терроризма, или терроризма на религиозной почве. Может быть только терроризм, прикрывающийся религиозной риторикой и религиозными лозунгами. Ни одна религия не учит убивать людей, совершать злодейства и террористические акты. Все террористы, вне зависимости от декларируемой ими религиозной принадлежности, являются слугами сатаны и врагами Всевышнего. В этом мире они своими преступными действиями навлекают на себя проклятия людей, а в будущем их ждет суровое возмездие от Того, Кто будет судить каждого человека за его дела.

Террористы попирают ценности, общие для всех великих религиозных традиций, такие, как любовь, сострадание, терпимость и милосердие. Совершая преступления, они кощунственно прикрываются именем Божиим и религией.

Сегодняшние скорбные события на Ближнем Востоке затрагивают самым непосредственным образом религиозные общины христиан, мусульман, езидов и другие. Пренебрежение священным даром человеческой жизни, массовое угнетение и убийство невинных людей являются тягчайшим преступлением с точки зрения христианства, ислама и других мировых религий. Поэтому защита гонимых, в том числе просветительская работа в этом направлении, может рассматриваться как один из важнейших векторов развития межрелигиозного сотрудничества.

В этой связи особую актуальность приобретают задачи религиозного просвещения, углубления наших знаний друг о друге, развития взаимопонимания. Убежден, бояться надо не религии, а невежества в вопросах религии.

В прошлом году студентка Московского университета была завербована террористами. Известно, что вербовочную работу экстремисты ведут и среди молодежи Азербайджана и других стран, представители которых собрались сегодня на этот форум. Если мы не примем экстренные меры, мы не сможем защитить нашу молодежь от такой «промывки мозгов».

О каких мерах идет речь? Прежде всего, о воспитании детей и юношества в духе уважения к традиционным религиям. Ни для кого не секрет, что экстремизм под религиозными лозунгами развивается, прежде всего, на почве полной безграмотности в религиозных вопросах, когда люди, не имеющие ни совести, ни положительных нравственных ориентиров, выдают за ислам то, что таковым не является, призывают во имя Аллаха совершать тяжкие преступления, которые противоречат самой сути религии.

Не ограничение присутствия религии в публичном пространстве, а, напротив, подлинная глубина веры и возможность открыто выражать свои религиозные убеждения, а также развитие подлинного знания о религии в среде молодежи может послужить достойным ответом на вызов псевдорелигиозного экстремизма, а также способствовать установлению гармоничных социальных отношений в современных мультикультурных обществах.

Надеюсь, что сегодняшний форум послужит углублению взаимопонимания между людьми разных наций, религий и культур, подвигнет светских и религиозных лидеров, всех людей доброй воли, к сотрудничеству на путях утверждения традиционных нравственных ценностей и миротворчества.

Благодарю за внимание.