Print This Post

21 сентября 2016 года в городе Кьети (Италия) завершила свою работу XIV пленарная сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.

После необходимых поправок и дополнений пленарная сессия Смешанной комиссии одобрила совместный документ «Соборность и первенство в первом тысячелетии: на пути к общему пониманию для служения единству Церкви» (“Synodality and Primacy During the First Millennium: Towards a Common Understanding in Service to the Unity of the Church”).

Делегация Грузинской Православной Церкви сделала заявление, в котором выразила несогласие с отдельными параграфами документа. Это заявление в качестве примечания вошло в принятое пленарной сессией коммюнике и в виде сноски будет присутствовать в совместном документе, который должен быть в ближайшее время опубликован от имени комиссии.

В ходе заседаний участники обсудили вопрос о том, какая тема должна быть избрана для продолжения диалога. Глава делегации Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с предложением посвятить следующую стадию диалога теме соборности и примата в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии, подчеркнув, что в рамках этой темы должно быть завершено обсуждение темы униатизма как феномена, возникшего после раскола 1054 года и до сих пор являющегося камнем преткновения в православно-католических отношениях.

Председатель Отдела внешних церковных связей напомнил, что еще в 2000 году на пленарной сессии в Балтиморе (США) Смешанная комиссия должна была обсуждать тему экклезиологических и канонических последствий униатизма. Это должно было стать продолжением работы, начатой в 1990-е годы принятием документа с осуждением униатизма в Баламанде (Ливан) в 1993 году, а затем разработкой проекта документа на эту же тему в городе Аричча (Италия) в 1998 году. Однако работа в Балтиморе не была завершена по причине возникших разногласий как между католической и православной сторонами диалога, так и внутри каждой из сторон.

Как сказал далее митрополит Иларион, «при возобновлении работы Смешанной комиссии после шестилетнего перерыва было предложено приступить к обсуждению вопроса примата и соборности в Церкви. Русская Православная Церковь согласилась с этим предложением при условии, что в контексте темы соборности и примата будет уделено внимание также экклезиологическим и каноническим последствиям унии. Однако в течение десяти лет – с 2006 по 2016 год – комиссия так и не вернулась к этой теме. Логика нашего диалога требует, чтобы, завершив работу над документом о первенстве и соборности в Церкви первого тысячелетия, мы перешли к рассмотрению вопроса о соборности и примате в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии. Здесь должно быть уделено место расколу 1054 года, а также проблеме униатизма, являющейся одной из центральных для второго тысячелетия. Я могу предположить, что в ходе обсуждения будут подняты проблемы, которые нас разделяют, и что мы не достигнем согласия по каждому пункту. Однако цель нашего диалога не в том, чтобы достичь согласия в вопросах, по которым мы и так согласны, мы должны обсуждать также проблемы, которые нас разделяют. Тема униатизма является именно такой чрезвычайно актуальной проблемой».

Митрополит Иларион обратил внимание членов Смешанной комиссии на недопустимые с точки зрения христианской этики действия руководства Украинской Греко-Католической Церкви: «Мы слышим заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука, которые противоречат нашему диалогу, создают препятствия на его пути и сеют недоверие между православными и католиками. В феврале текущего года в Гаване состоялась встреча между Папой Франциском и Святейшим Патриархом Кириллом. Для нашей Церкви она стала историческим событием, поскольку никогда прежде Папа и Патриарх не встречались. Мы убеждены в том, что это была очень хорошая встреча, открывшая новую страницу в наших двусторонних отношениях. Однако сразу же после встречи она была подвергнута жесткой критике со стороны украинских греко-католиков, и при этом не какой-нибудь группой верующих, а самим руководством Греко-Католической Церкви. Это была не просто критика, это были оскорбления и несправедливые нападки. Мы должны отдавать себе отчет в том, что внутри наших Церквей есть люди, которые создают препятствия на нашем пути, и мы должны помнить об этом, когда размышляем о будущем нашего диалога».

Со своей стороны член делегации Русской Православной Церкви архимандрит Ириней (Стинберг) указал на то, что при обсуждении темы первенства и соборности в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии непременно возникнут вопросы, по которым у двух частей комиссии будут серьезные расхождения; тем не менее, обсуждение этой темы необходимо так же, как и обсуждение темы униатизма. Архимандрит Ириней подчеркнул, что для Русской Православной Церкви трудно будет продолжать работу в православно-католическом диалоге, если вопрос об экклезиологических и канонических последствиях унии так и останется нерешенным.

После состоявшейся дискуссии было решено оставить вопрос о выборе темы для дальнейшего обсуждения на усмотрение Координационного комитета Смешанной комиссии, заседание которого должно состояться в течение 2017 года.

В принятом на заключительном заседании коммюнике участники пленарной сессии поблагодарили монсеньора Бруно Форте, архиепископа Кьети-Васто, за оказанное гостеприимство.

Члены Смешанной комиссии также выразили солидарность со страждущим населением Ближнего Востока, ряда стран Европы и мира. В документе были особо упомянуты похищенные террористами митрополиты Алеппо Павел (Антиохийский Патриархат), являвшийся членом Смешанной комиссии, и Григорий Иоанн Ибрагим (Сиро-Яковитская Церковь).

Служба коммуникации ОВЦС