Print This Post

4 сентября 2016 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес священник Евгений Тремаскин.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В евангельской притче, которую мы слышали сегодня, Господь наш Иисус Христос напоминает нам о том, что все мы являемся должниками у Бога. Мы зачастую забываем, что обязаны Господу очень многим: что родились в этот мир, что были воспитаны нашими родителями, что получили образование и все необходимое для жизни. Мы обязаны Богу тем, что Он питает и греет нас, подает нам хлеб насущный, и каждый день и час нашей жизни заботится и помнит о нас.

Люди зачастую не чувствуют присутствия Божия в своей жизни и приписывают свои заслуги себе: своим талантам, изобретательности, мудрости и другим положительным качествам. Но ничего бы этого не было, если Господь изначально не создал бы для нас такие условия, в которых мы смогли приобрести эти качества. Если бы Господь не помогал нам на нашем жизненном пути, то не было бы у нас тех побед, достижений и заслуг, которыми некоторые из нас так гордятся.

Человеку, по большому счету, гордиться нечем, ведь если он чего-то и достиг в этой жизни, то только благодаря помощи Божией. А вот те грехи и недостатки, которые отделяют нас от Бога, которые вредят нашей жизни, мешают нам выстраивать полноценные человеческие отношения – это как раз то, что мы заработали и за что сами несем ответственность.

Бог призывает нас помнить о том, что мы Его должники, и к своим должникам, если они у нас есть, относиться так же, как Господь относится к нам. Мы же зачастую видим в других людях только должников, считая, что они чуть ли не всем нам обязаны. И если они не дают нам того, чего мы от них ожидаем, тогда мы начинаем нервничать, гневаться и раздражаться.

Так часто происходит в семье, когда муж чего-то ожидает от жены, а жена чего-то ждет от мужа, и они никак не могут договориться. И вместо того, чтобы работать над собой, каждый из них пытается исправить другого, но, как правило, из этого ничего не выходит. А ведь Господь сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 3). И для того, чтобы всем было понятно, о чем идет речь, Он добавил: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7. 5).

Но в нашей жизни часто случается наоборот: собственные недостатки, очевидные для других, бросающиеся в глаза, мы не видим, а недостатки ближних замечаем и болезненно на них реагируем. И получается, что человек постоянно живет в состоянии неудовлетворенности и все окружающие становятся для него плохими.

Недостатки есть у всех. А где же найти святых людей? Где найти тех ангелов, без недостатков, которые будут нас окружать только любовью? Чтобы их найти, давайте начнем с самих себя: посмотрим в свой глаз, есть ли там бревно или сучок, и подумаем, как начать исправлять собственную жизнь. Если мы таким образом перестроим свое внутреннее видение, обращая внимание  не на чужие недостатки, а на свои, и считая не чужие долги, а свои перед Богом, тогда и качество нашей жизни начнет меняться.

Господь Иисус Христос, и в Нагорной проповеди, и в Своих притчах, говорит о том, что мы должны не сравнивать себя с другими, а всегда ставить себя перед Богом и спрашивать: чем мы обязаны Господу? Если мы зададим себе такой вопрос и объективно исследуем нашу жизнь, то увидим, что всем добрым и хорошим, что есть в нашей жизни, мы обязаны Богу, а вот многими скорбями и бедами мы зачастую обязаны только себе, являясь их непосредственными виновниками.

Господь призывает нас задумываться о качестве нашей жизни, о взаимоотношениях с Ним и о взаимоотношениях с ближними. Бог напоминает, что как Он прощает нам грехи, так и мы должны прощать грехи нашим ближним. И каждый раз, читая молитву Господню, мы должны помнить об этом. Господь для того и вложил эти слова в наши уста, чтобы всякий раз мы, предстоя Отцу нашему Небесному и прося простить наши долги, благодаря этой молитве осознавали, что и сами должны простить долги нашим ближним.

Будем учиться из Евангелия тому образу жизни и тому образу мыслей, которые заповедал нам Господь. И будем просить Господа, чтобы Он дал нам силы исполнять Его Божественные заповеди, чтобы уже в земной жизни нам обрести Царство Небесное.

Сегодня, совершая Божественную литургию, я читал молитву Евхаристического канона – молитву благодарения, которую каждый раз возносит священнослужитель, возглавляющий Литургию. В ней, в числе благ, за которые мы благодарим Бога, говорится и о Царстве Небесном: «Ты <…> дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». Мы благодарим Господа, что Он даровал нам будущее Небесное Царство, то есть мы не просто ожидаем Небесного Царства когда-то потом, а благодарим Бога за то, что Он даровал его уже здесь и сейчас.

Царство Небесное – это не какая-то реальность, ожидающая нас за порогом смерти; это реальность, к которой мы во всей полноте приобщаемся уже в земной жизни: через таинство Святого Причащения, через участие в богослужении и в других церковных таинствах. Но мы должны помнить, что в Царстве Небесном есть свои порядки, законы и условия для тех, кто хочет туда войти и остаться.

Все эти условия очень хорошо прописаны в Евангелии, в поучениях Господа нашего Иисуса Христа и в Его притчах. Будем же искать в них руководство к действию и благодарить Бога за то, что даровал нам Небесное Царство. Будем просить Господа, чтобы всегда, — и здесь, на земле, и в будущей нашей жизни, — быть причастниками Его Небесного Царства. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС