Print This Post

Состоявшееся 19 мая 2016 года в Москве торжественное заседание по случаю 70-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата открылось речью Святейшего Патриарха Кирилла.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвящества! Уважаемый Сергей Борисович! Дорогие участники торжественного акта!

Хотел бы еще раз сердечно поздравить владыку митрополита Илариона и всех сотрудников Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с 70-летием основания этого ведущего учреждения Русской Православной Церкви.

Священный Синод для расширения и углубления внешнецерковных связей в апреле 1946 года принял решение о создании специального отдела, который возглавил выдающийся иерарх митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Отдел стал одним из важнейших инструментов организации церковной жизни и деятельности. Он обеспечивал взаимодействие нашей Церкви с другими Поместными Православными Церквами, с инославием, иными религиями, международными организациями и обществом в целом настолько, насколько в тех условиях мог осуществляться какой-то диалог Церкви и общества. Не преувеличу, если скажу, что освобождение Церкви из-под давления и репрессий атеистической государственной машины во многом было подготовлено жертвенными трудами архипастырей, священнослужителей и высокообразованных мирян, которые преданно трудились в ОВЦС в то время испытаний.

Отдел внес весомый вклад и в процесс возрождения церковной жизни в новейшей истории нашего отечества. Могу свидетельствовать об этом со всей ответственностью, так как мое участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви началось около полувека назад — в 1968 году. Позднее я почти двадцать лет возглавлял это ведомство и знаю о его работе не понаслышке.

Сегодня хочу с благодарностью вспомнить всех моих предшественников на посту председателя ОВЦС, с кем мне лично приходилось трудиться: и приснопамятного владыку митрополита Никодима, и владыку Ювеналия, зде присутствующего, и владыку Филарета Минского, почетного Экзарха всея Беларуси, который по состоянию здоровья, к сожалению, сегодня не смог быть с нами. Каждый из них в непростое время возглавлял это учреждение Русской Православной Церкви. Труднейшее время политического и государственного перелома пришлось как раз на период моего председательствования.

В настоящее время руководство Отделом успешно осуществляется владыкой митрополитом Волоколамским Иларионом, который вместе со своими соработниками, людьми разных возрастов и дарований, преданно служит Церкви. Сотрудников Отдела отличают знания, навыки, высокая квалификация, богатый опыт, в том числе международной работы, преданность Церкви и готовность все свое время и силы полагать ради ее блага. Я высоко ценю этот труд и постоянную помощь, которую получаю со стороны руководства и сотрудников Отдела внешних церковных связей в осуществлении Патриаршего служения. Нет такой поездки или встречи по профилю Отдела внешних церковных связей, к которой бы я не получал аналитических материалов, информационных справок, качественно подготовленных документов из Отдела, ибо именно на нем лежит ответственность за подготовку моих зарубежных визитов, и он всегда успешно с ней справлялся. Надеюсь, что так будет и в будущем.

Общение Церкви с внешним для нее миром — это особая, но неотъемлемая часть православной миссии. Не всегда это служение является прямой проповедью Слова Божия. Однако оно помогает миллионам людей увидеть Православие с разных точек зрения, в том числе и почувствовать красоту и силу Православия. И достигается это добрым словом, благими делами, участием в людских нуждах, самим жизненным примером, по слову апостола Павла: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:5-6). И такой труд, который с успехом реализуется сотрудниками Отдела, призван быть исполнением слов Христа Спасителя: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15-16).

Со вниманием и ответственностью я воспринимаю ту критику, которую иногда высказывают в адрес межконфессиональных контактов некоторые наши священнослужители, монашествующие и миряне — не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Православных Церквей. Я всегда считал и продолжаю считать, что их голос должен быть услышан и понят. С теми, кто действительно ищет истину, искренно радеет о чистоте Православия, о благе Церкви, нужно вести откровенный и честный диалог. И в центре такого диалога всегда стоял Отдел внешних церковных связей. Его председатель и сотрудники принимают участие во многих церковных конференциях, встречах, стараясь донести до православных христиан подлинный смысл нашего диалога с инославными конфессиями, иными религиями, со светским обществом, разъяснить механизмы и средства, использующиеся в этой важной сфере церковной работы.

От конструктивной и доброжелательной критики следует отличать те обвинения, которые иной раз бросают в адрес Церкви и Священноначалия лица, зараженные в каком-то смысле сектантским мировоззрением, потому что они призывают Церковь уйти в полную изоляцию, стать частью (секта ― это часть). Сектантское мировоззрение ― это то мировоззрение, которое предлагает Церкви под разными предлогами стать частью, уйти от мира, уйти от своей самой главной миссии ― нести свет людям. И это, в том числе, выражается и в требованиях ограничить связи Церкви с окружающим ее миром в соответствии со вкусами и интересами тех, кто делает такие предложения в адрес Церкви. Церковь не может идти на поводу у таких рекомендаций, тем более у таких требований, потому что сфера ее влияния ― это весь род человеческий, весь мир, люди разных национальностей, взглядов, политических убеждений.

Нам важно понять, что в нашем сердце должны быть не гордость и фарисейское осуждение всех, кто чем-то от нас отличается, но искренняя любовь и желание спасения для всех, кто, по воле Божией, окружает нас. Где нет любви, где царит лишь желание словами декларировать свое собственное превосходство, там нет ни правды Божией, ни подлинного радения о Церкви Христовой. Мы не можем отгородиться глухой стеной от тех, ради кого Господь взошел на Крест. А ведь это не только мы с вами: это весь мир, который, по слову евангелиста, Бог так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

Если Бог возлюбил весь мир, то и мы должны быть открыты ко всему миру, к каждому, кто готов услышать наше слово, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности. Мы должны следовать примеру апостола и для всех стать всем, дабы спасти хотя бы некоторых (1 Кор. 9:22). А это значит: вести диалог ― вдумчиво, критически, принципиально, отвечать на самые разные вопросы, не замыкаясь в своей среде, не избирая для себя легкую участь общаться лишь с теми, кто во всем с тобой согласен и уже принадлежит к части спасаемых. А как же еще можно нести апостольское свидетельство всему миру? Никогда наша Церковь от этого служения не откажется: это было бы предательством Христа. Без смиренной и терпеливой готовности к диалогу мы не только не принесем миру свет Христов — мы и единство Православия сохранить не сможем, ибо и во вселенской православной семье далеко не всегда и не во всем царит полнейшее согласие.

На протяжении семидесяти лет Отделу внешних церковных связей поручалось решение множества задач в области развития взаимодействия Русской Церкви с Поместными Православными Церквами и укрепления православного единства. В сложных условиях, в которых находилась наша Церковь в советские годы, председатели ОВЦС и сотрудники Отдела самоотверженно и умело защищали достоинство Русской Церкви, усиливали ее связи со всем православным миром.

Знаком нового периода в истории нашей Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси, которое имело и общеправославное измерение. Я хорошо помню Литургию 12 июня 1988 года, которую на соборной площади Данилова монастыря совершали семь Первоиерархов и сонм архипастырей и пастырей из почти всех Поместных Православных Церквей.

Юбилейный год стал временем важных изменений в положении нашей Церкви. Открылись совершено новые возможности в области осуществления миссии Церкви, ее свидетельства, ее взаимоотношений с обществом и государством. Новые модели церковно-государственных и церковно-общественных отношений выковывались, в том числе, и благодаря самоотверженной работе ОВЦС.

Вскоре последовали перемены, связанные с возникновением независимых государств на территории бывшего Советского Союза, что повлекло за собой не всегда благоприятные изменения в положении Православной Церкви в некоторых из них. На Отдел была возложена непростая задача отстаивать целостность нашей Церкви.

Важнейшим направлением работы стали действия по защите канонического Православия на Украине. Создание так называемого «Киевского патриархата» было вызвано исключительно политическими причинами. В выгодных для себя условиях он развился в политическое, националистическое движение, и это очень печально. Но раскол на Украине — явление временное, как временна и политическая конъюнктура, его породившая. А будущее — за Церковью, которая на протяжении тысячелетия несет свое служение, в том числе и на берегах Днепра. Сегодня это Украинская Православная Церковь. Она и сейчас уже достигла небывалого расцвета: тысячи приходов, сотни монастырей, многочисленные учебные заведения — это весомый вклад в созидание духовного наследия и культурных традиций нашей Церкви, равно как и в духовную сокровищницу всего мирового Православия, которое с любовью и принципиально поддерживает каноническая Православная Церковь на Украине —        и через соответствующие заявления глав Поместных Православных Церквей, и через совместные заявления. Но также, конечно, и через посещение Украины, через сослужение с нашими иерархами, через оказание гостеприимства, в том числе и литургического, представителям Украинской Церкви, где бы они ни были, в какой бы стране они не находились, где существует Православная Церковь.

Несмотря на все сложности, эти годы ознаменовались небывалым возрождением церковной жизни на постсоветском пространстве, что, безусловно, способствовало росту авторитета нашей Церкви в православном мире, признанию ее заслуг в деле упрочения православного единства. Свидетельством тому стали крупные церковные мероприятия общеправославного масштаба, проводившиеся в Московском Патриархате в последние десятилетия. Это и освящение кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве в 2000 году, и встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Кремле в 2011 году, и общеправославное празднование 1025-летия Крещения Руси в России, Украине и Белоруссии в 2013 году, и многое другое. Все они проводились при непосредственном участии Отдела внешних церковных связей.

Немаловажной оказалась роль ОВЦС в деле сохранения русского присутствия на Святой Горе Афон, чем Отдел начал заниматься вскоре после своего учреждения. Благодаря предпринятым усилиям и, конечно, мужеству тех духовных воинов Русской Церкви, которые взяли на себя подвиг насельничества на Афоне, сопряженный с восстановлением русских обителей, сегодня мы являемся свидетелями возрождения Пантелеимонова монастыря и активизации русско-афонских связей, имеем возможность достойно встречать 1000-летие первого письменного упоминания о русской обители на Афоне, посещать Святую Гору с паломничествами, поклоняться ее святыням, привозимым в пределы нашей Церкви. 27 мая я надеюсь посетить Афон, пробыть там до 29 мая, торжественно празднуя вместе с насельниками Святой Горы и с многочисленными паломниками и гостями 1000-летие первого письменного упоминания о Русской обители на Афоне.

Важная часть работы Отдела внешних церковных связей — это консолидация русской диаспоры за рубежом. В будущем году исполнится десять лет со дня подписания Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом. Этот документ подвел символическую черту под историей трагической смуты, разделившей наш народ и нашу Церковь в революционные годы. Переговоры, которые привели к воссоединению, проходили при самом активном участии Отдела внешних церковных связей.

Отдел терпеливо трудится и над преодолением последствий раскола в Русской Церкви XVII века. Важнейшим шагом в этом направлении стало постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», подготовленное и представленное председателем ОВЦС митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Это предложение получило поддержку всего Собора и клятвы, наложенные в свое время на старые обряды, были сняты. Сегодня при Отделе действует Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Растет уровень взаимопонимания с основными старообрядческими согласиями.

Одним из направлений работы Отдела является сохранение и развитие результатов трудов русских миссионеров по проповеди Православия в Азии. Важными вехами в церковной истории этого региона стали постановления Священноначалия нашей Церкви о даровании автономии Китайской Православной Церкви в 1956 году и Японской Православной Церкви в 1970 году. С посещения Японии в 1968 году началось мое служение в области внешней церковной деятельности. С тех пор я не раз посещал эту страну, будучи председателем ОВЦС, а потом и Патриархом (в 2012 году). Я специально остановился на Китае и Японии, потому что Православие в этих странах является результатом миссии Русской Православной Церкви, которая осуществляется на протяжении не одного столетия.

Особое место в работе ОВЦС давно уже занимает судьба китайского Православия, именно потому, что это результат миссии нашей Церкви, трудов многих и многих поколений русского духовенства. Многолетняя планомерная работа приносит определенные плоды — возрождаются китайские храмы, подготавливается китайское духовенство, совершаются паломничества верующих, создан рабочий механизм взаимодействия с властями по вопросам Православия в Китае. Долгой и основательной была подготовка прошедшего в 2013 году первого в истории визита главы Русской Церкви в Китай, не оставшегося без весомых результатов.

Одним из важнейших направлений деятельности Отдела на протяжении более полувека было участие Русской Церкви в подготовке Всеправославного Собора. Делегации Московского Патриархата, возглавлявшиеся во многих случаях председателями ОВЦС, участвовали во всех предсоборных мероприятиях, начиная с Первого Всеправославного совещания на острове Родос в 1961 году. При этом Русская Церковь не была пассивным наблюдателем предсоборного процесса, но с самого начала вносила существенный вклад в подготовку Собора. Так, Московский Патриархат — единственный из Поместных Православных Церквей — в свое время подготовил проекты документов по каждой из тем соборной повестки дня, которых в первоначальном перечне было более ста.

Когда нам говорят, что из-за положения Церкви в Советском Союзе невозможно было раньше провести Собор, это неправда, потому что Церковь, находившаяся в Советском Союзе, единственная из всех Поместных Православных Церквей разработала результативные документы более чем по ста темам, вынесенным первоначально в каталог Собора. И потом, когда кто-то из наших зарубежных собратьев, не относящихся к Русской Церкви, поставил вопрос о сокращении тем со ста до десяти, то мы, конечно, выразили несогласие. Но это было сделано потому, что ни одна Церковь не разработала ни одного вопроса, а у нас было готовое досье. Поэтому нашей Церковью был сделан особый вклад в подготовку вопросов, которые действительно стоят на повестке Вселенского Православия.

Эта работа, беспрецедентная по своему объему, проходила по инициативе и под руководством тогдашнего председателя Отдела митрополита Никодима в рамках специальной комиссии, учрежденной по его предложению Священным Синодом в 1963 году. Я принимал участие в этой комиссии в качестве стюарда: подносил бумаги, точил карандаши и слушал дискуссию. Вспоминаю, в какой замечательной творческой атмосфере проходили эти дискуссии, потому что ничего подобного в нашей Церкви не было с начала XX века, когда Церковь была вовлечена в подготовку собственного Собора 1917-18 годов, избравшего Патриархом Святейшего Тихона.

Представители Русской Церкви принимали деятельное участие и в последующих заседаниях Межправославных подготовительных комиссий и в работе Всеправославных предсоборных совещаний.

В последние два года основные усилия Поместных Церквей в рамках предсоборного процесса были сосредоточены на редактировании и пересмотре тех проектов соборных документов, которые успели устареть за десятилетия подготовки Собора, затянувшегося не по нашей вине. Русская Православная Церковь, несмотря на имевшие место трудности, сумела добиться внесения многих принципиальных мыслей, идей в соборные документы. А после того, как началось недавнее редактирование существующих документов, которые, на наш взгляд, устарели (большая часть из них была подготовлена более десяти лет назад), нам удалось внести в эти документы целый ряд важных поправок и мы надеемся, что внесение этих поправок поможет нам более эффективно поработать на Соборе над окончательной редакцией этих документов.

Еще раз хотел бы заострить на этом внимание, потому что сейчас это обсуждается в нашей Церкви. Нам, может быть, удалось сделать самое главное, — переломить совершенно с нашей точки зрения неправильную позицию ряда Православных Церквей, которые настаивали на эмбарго на публикацию проектов документов до начала Собора. Мы не могли понять, почему это нужно делать. Каждый документ, который сегодня принимается в Русской Православной Церкви Собором, готовится в Межсоборном присутствии ― это большой орган, насчитывающий более ста с лишним членов, в число которых входят и иерархи, и священники, и миряне – мужчины, женщины, ― это действительно соборный орган. Так вот, большинство документов, которые наша Церковь сейчас принимает Собором, готовятся этим органом. Потом этот проект публикуется в Интернете, собираются тысячи различного рода поправок, затем он проходит через соответствующую редактуру и только после этого представляется на Собор, где тоже, конечно, вносятся поправки и так далее. Владея этим инструментарием и работая так со своей собственной паствой, мы не могли понять, почему Всеправославный Собор должен закрыть все проекты документов до начала обсуждения. Нам удалось переломить эту ситуацию, документы были опубликованы, началась дискуссия. Мы очень рады, что она началась. Она помогла и нам оточить какие-то формулировки, сделать новую редакцию формулировок. Очень надеемся, что эта дособорная общественная дискуссия повлечет за собой значительное улучшение проектов документов. Собор будет происходить с 17 по 28 июня на острове Крит.

Развитие отношений с инославными Церквами и исповеданиями всегда составляло важную часть трудов Отдела внешних церковных связей. И я должен со всей определенностью свидетельствовать, что деятельность Отдела в этой области осуществляется в соответствии с определениями Архиерейских Соборов и Священного Синода, а также теми указаниями, которые исходят от Патриарха. Так было при прежних председателях Отдела, так совершается и ныне.

Отдел внешних церковных связей принимает самое деятельное участие в диалоге с остальным христианским миром как в международных межхристианских организациях, так и в рамках Смешанных богословских комиссий и на уровне двусторонних отношений, последовательно отстаивая свою церковную позицию, и, конечно, основы христианской нравственности, что становится очень актуальным в настоящее время.

Оставаясь твердой в своем свидетельстве перед лицом инославного мира, Русская Православная Церковь не останавливается перед увещанием и даже обличением тех протестантских групп и исповеданий, которые отступили от христианского учения в области нравственности. Эта миссия лежит, конечно, на всех наших представителях, которые вступают в диалог с протестантским миром, но прежде всего на Отделе внешних церковных связей. Мы с удовлетворением отмечаем тот факт, что очень многие христиане на Западе разделяют ту же самую позицию по вопросам, в том числе этическим вопросам, связанным с браком, с семьей, которую имеет Русская Православная Церковь. Мы будем продолжать развивать наш диалог, с тем чтобы эта позиция получала все большую и большую поддержку в мире.

В конце 1980-х и в 1990-е годы происходило возрождение структур Украинской Греко-Католической Церкви. Православно-католические отношения в это время переживали пик напряженности в связи с захватом наших храмов на Украине, а также случаями католического прозелитизма на канонической территории Московского Патриархата. И Отдел внешних церковных связей снова был на первых рубежах защиты интересов нашей Церкви.

Отдел внес свой важный вклад в отношения между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью, которые приобретают в последние годы положительную динамику. В этих взаимоотношениях сегодня присутствует ясное осознание необходимости объединения усилий православных и католиков для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как либеральная секуляризация, дискриминация христиан, кризис семейных отношений, подрыв основ нравственности в личной и общественной жизни.

В последние годы в связи с трагической ситуацией, в которой оказались христиане в ряде регионов мира, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, у Отдела появилось новое и чрезвычайно актуальное направление деятельности. Русская Православная Церковь испытала в XX веке страшные гонения за имя Христово, и не может оставаться равнодушной к преследованиям, мучениям и убийствам людей за принадлежность к христианской вере. По слову апостола Павла: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26).

Это стало главной побудительной причиной для моей встречи с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года на Кубе. В подписанном по итогам встречи Совместном заявлении содержится призыв к мировому сообществу сделать все для прекращения насилия в ближневосточном регионе, чего невозможно добиться без скоординированных действий всех сил, противостоящих экстремизму. Убежден, что, объединяя усилия Востока и Запада в свидетельстве перед теми силами, которые стремятся на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах практически уничтожить христианство, мы сможем гораздо эффективнее исполнять свое призвание в мире.

В условиях все более обостряющейся проблемы экстремизма под религиозными лозунгами углубление взаимодействия между традиционными религиями стало крайне необходимым. Русская Православная Церковь, имея многовековой опыт мирной жизни совместно с общинами других традиционных религий, придает большое значение межрелигиозному диалогу и видит в нем один из путей христианского свидетельства миру.

Начиная с этого года, Отдел внешних церковных связей вновь несет ответственность за развитие и поддержание контактов с общинами традиционных религий России и стран СНГ. Важным инструментом налаживания такого диалога является Межрелигиозный совет России. Это очень серьезная и востребованная работа, направленная на сохранение и укрепление мира в нашем Отечестве.

Традиционно Отдел уделяет немалое внимание взаимодействию с органами государственной власти зарубежных стран, их высокими представителями, а также с дипломатическим корпусом, аккредитованным в Москве.

Важная задача, стоящая перед нами, — духовное окормление чад Русской Православной Церкви, оказавшихся за рубежом. В этом служении необходимо тесное соработничество с государственными властями, общественными структурами и организациями соотечественников. Координация совместных церковно-государственных усилий по содействию соотечественникам возложена на Отдел. С удовлетворением хочу отметить, что эта задача успешно выполняется, а соработничество Церкви и государственных институтов в данной области находится на высоком уровне.

Отдел внешних церковных связей стоял у истоков важнейшего направления церковной деятельности — информационного. Его Служба коммуникации первой освоила новый — не журнальный — способ подачи официальной информации о жизни Церкви. Девятнадцать лет назад появился первый официальный сайт Русской Православной Церкви, технической и информационной поддержкой которого занималась Служба коммуникации ОВЦС. Это был вообще один из первых религиозных сайтов в мире. Кроме того, в те годы, когда интернет не получил еще столь широкого распространения, выпускался и печатный дайджест основных публикаций сайта — Информационный бюллетень ОВЦС, преобразованный из созданной в 1963 году митрополитом Никодимом информационной подборки, которая именовалась «Переписка с учреждениями Московской Патриархии за границей».

Начатую Службой коммуникации работу по выпуску информационных сообщений продолжают официальные сайты Русской Православной Церкви и другие многочисленные церковные интернет-ресурсы. Однако у Службы коммуникации сохраняется своя миссия. Именно сайт ОВЦС первым публикует сообщения о зарубежных визитах Патриарха, событиях в жизни Поместных Православных Церквей, важнейших религиозных мероприятиях, проходящих в разных странах, концептуальные документы, касающиеся внешней миссии Церкви и богословских диалогов, заявления, обращенные к светскому миру, международным организациям. Только на сайте ОВЦС можно прочитать свежие и достоверные материалы о жизни Русской Православной Церкви и ее внешней деятельности на пяти иностранных языках: английском, греческом, итальянском, французском и испанском.

Завершая свое выступление, хотел бы выразить убежденность в том, что в наступающий период своей истории Отдел внешних церковных связей продолжит свою важную работу, в ттом числе, вдохновляясь примером святителя Марка Ефесского, в честь которого недавно по моему благословению учреждена награда Отдела. Этот великий святой XV века, радея о единстве христиан, не уклонился от участия в переговорах с Католической Церковью, много трудов положил на то, чтобы свидетельствовать перед тогдашним ее руководством о православной вере. Когда же увидел, что диалог не приносит ожидаемых плодов, мужественно противостал большинству и не подписал компромиссный документ, впоследствии отвергнутый и всей православной Полнотой.

Все, что мы делаем, да будет основано на крепком камне святой веры православной. Святитель Филарет, митрополит Московский, призывал христиан «вспомнить и в дело употребить воспоминание о том, что апостолы и древние отцы Церкви устрояли и распространяли Церковь и разрушали взгромождение ересей не силой внешних законов языческого мира, но силой крепкой веры, любви и самопожертвования». Верность заповедям Христовым, твердость в исповедании истинной веры, хранение норм Священного Предания, да сопутствуют и в будущем трудам Отдела внешних церковных связей.

Желаю Вам, Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Иларион, и всем труженикам Отдела помощи Божией в несении нелегкого и ответственного послушания.