Митрополит Иларион: Тайная вечеря совершается всякий раз, когда мы собираемся в храм, чтобы вместе участвовать в Божественной литургии
28 апреля 2016 года, в Великий четверток, день Воспоминания Тайной вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Проповедь перед причастием произнес митрополит Волоколамский Иларион. Обращаясь к молившимся за богослужением, архипастырь сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
О событиях последней пасхальной вечери Спасителя с апостолами и о последних днях земной жизни Иисуса Христа рассказывают все четыре евангелиста, а также апостол Павел в послании к Коринфянам, отрывок из которого (1 Кор. 11. 23-32) мы сегодня слышали. Каждый из евангелистов говорит об этом событии немножко по-своему. И это неудивительно, ибо евангелисты были свидетелями земной жизни Господа и Спасителя, участвовали в этой таинственной Трапезе, а те, кто не присутствовал на Тайной вечери, слышали о том от ее непосредственных участников. Если б свидетельства евангелистов совпадали полностью до каждого слова, это означало бы, что они сверили между собой свои свидетельские показания и устранили все разночтения. Тот факт, что Церковь донесла до нас рассказы о жизни Господа нашего Иисуса Христа, в том числе рассказ о Тайной вечери, в четырех разных версиях (а в данном случае в пяти версиях, если учитывать послание апостола Павла), свидетельствует: это событие произвело такое глубокое впечатление на его участников, что каждый из евангелистов захотел рассказать о нем, чтобы донести эту историю до следующих поколений.
Матфей, Марк и Лука говорят об этом событии очень похоже, особенно Матфей и Марк. Они рассказывают: когда Господь Иисус Христос возлег со Своими учениками на Тайной вечери, Он предсказал, что один из тех, кто присутствует на трапезе, предаст Его. Затем Господь взял в Свои руки хлеб, преломил, раздал ученикам и сказал: «Примите, ешьте, это Тело Мое». И взяв чашу, благословил ее, сказав: «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета» (Мк. 14. 22-24; Мф. 26. 26-28). Святой евангелист Лука говорит о тех же событиях, но в его изложении Христос сначала преподает ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, а затем предсказывает, что один из учеников предаст Его (Лк.22, 17-21). Блаженный Августин объясняет это разногласие тем, что Господь дважды предсказал предательство Иуды: сначала перед тем, как преподать ученикам Свои Пречистые Тело и Кровь, а после того еще раз.
Евангелист Иоанн также говорит о Тайной вечери. Из Предания Церкви мы знаем, что Иоанн писал свое Евангелие уже после того, как другие Евангелия были написаны, и во многом оно предназначено дополнить то, о чем умолчали другие евангелисты. От Иоанна мы слышим удивительный рассказ о том, как Господь Иисус Христос умыл ноги Своим ученикам. Умовение ног было обычаем в те времена и в той стране: люди передвигались пешком по пыльным дорогам в легкой открытой обуви, и по приходе в дом, прежде чем возлечь за трапезу (потому что пищу принимали полулежа), считалось нужным умыть не только руки, но и ноги. Обязанность умывать ноги гостям лежала на слугах и рабах.
Это происходило до начала трапезы, но в данном случае, как рассказывает евангелист Иоанн, было по-другому: Господь уже возлег со Своими учениками, и началась трапеза, но вдруг в какой-то момент Он встал, снял с Себя верхнюю одежду и начал умывать им ноги (Ин. 13. 4). Христос принял на себя служение, которое обычно выполняли слуги и рабы, потому что, как говорит апостол Павел, Он принял на Себя образ раба, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2. 7-8).
Евангелист Иоанн предваряет рассказ об умовении ног словами о том, что когда Господь Иисус Христос пришел к Своему последнему часу (под этим последним часом евангелист понимает все Его страдание и смерть на Кресте), тогда Он до конца возлюбил Своих учеников (Ин. 13. 1). Эта любовь была явлена в том, что Спаситель умыл ученикам ноги, и в том, что Он потом сказал: «Я дал пример, чтобы и вы поступали так же». В наивысшей же степени любовь была явлена в том, что Господь преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь.
Об этом говорит нам святитель Иоанн Златоуст: «Чтобы… показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его… Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола». Продолжая свое толкование, святитель говорит о том, что Господь подобен кормилице, которая вскармливает ребенка грудным молоком, только Он предлагает людям не молоко, но Себя Самого: «Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, чрез которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам».
Вот таким удивительным событием была Тайная вечеря. А наиболее удивительное – что эта Тайная вечеря совершается всякий раз, когда мы собираемся в храм для того, чтобы вместе участвовать в Божественной литургии, ибо Господь, как повествует евангелист Лука, сказал после того, как преподал Своим ученикам Свои Пречистые Тело и Кровь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22. 19). Это же свидетельство мы находим и у апостола Павла.
Всякий раз, когда мы собираемся на Евхаристию, мы совершаем ее в воспоминание Христа. За Евхаристией мы вспоминаем всю Его жизнь, все Его служение от рождения до смерти, воскресения и вознесения на небеса, а вместе с тем – всю историю человечества, всю нашу собственную историю. Мы предстоим на Тайной вечере перед Богом, Который дает нам Себя в пищу, а от нас Он требует только одного: чтобы мы подходили к Нему с открытым сердцем, с верой и любовью, а не с двоящимися мыслями, как подошел к Тайной вечере Иуда.
Ведь церковное предание свидетельствует, что и он был одним из причастников на Тайной вечери и принял в числе других учеников Спасителя Его Пречистое Тело и Честную Кровь. Но только причастие оказалось для Иуды не спасительным, потому что к тому моменту он уже потерял веру и у него созрел план предать Учителя. Всякий раз, приступая к Святой Чаше, мы вспоминаем и об этом, поэтому перед Святой Чашей просим Господа: «…ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
С этими мыслями и этими чувствами приступим сегодня к Святой Чаше, прося Господа о том, чтобы Он Сам вселился в нас и жил, чтобы Он наполнил тело наше Своим присутствием, чтобы в наших жилах текла Его Божественная Кровь и чтобы мы были достойны принятия этого великого и бесценного дара. Аминь».