Print This Post

15 марта 2016 года, во вторник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.

В числе сослуживших архипастырю были клирики храма и заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов.

В проповеди по чтении канона митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На первой неделе Великого поста каждый вечер в течение первых четырех дней мы собираемся в храм для того, чтобы услышать чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, в котором перед нами проходят образы из Ветхого и Нового Заветов. И всякий раз, когда приходит Великий пост, мы стараемся обновить в себе знание о христианской вере и христианской жизни, которое мы приобретаем из Священного Писания и церковного учения.

Вчера я начал говорить вам о том, как зародился конфликт между Иисусом Христом и фарисеями и книжниками – конфликт, о котором мы читаем во всех четырех Евангелиях. И сегодня я хотел бы продолжить эту тему.

Много раз в Евангелиях мы читаем о чудесах и исцелениях, которые совершал Господь Иисус Христос. Этих чудес было очень много. Только тех, что были подробно описаны в Евангелиях, насчитывается несколько десятков. Но много раз в Евангелиях упоминаются чудеса, которые Господь совершал в массовом порядке. Мы часто читаем: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных… И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями» (Мк. 1. 32, 34). То есть общее количество чудес, которые Христос совершил, могло исчисляться многими сотнями, а может быть, и многими тысячами. И именно чудеса были тем, что особенно привлекало к Господу Иисусу Христу людей. Именно благодаря чудесам, которые совершал Христос, Его имя стало известно на всю тогдашнюю Палестину, Иудею, Галилею и даже Самарию, хотя самаряне по-другому исповедовали Бога и по-другому соблюдали закон Моисеев.

Нередко Господь Свои чудеса совершал по субботам. Мы читаем в Евангелиях, как Он пришел в субботний день в синагогу. А у Него был такой обычай: каждую субботу приходить в синагогу, где собирались Его соплеменники для молитвы, для слушания слова Божия. Нередко Он брал в руки книгу Священного Писания, читал ее, а затем толковал прочитанное.

«Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что до́лжно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали» (Лк. 6. 6-9). И Господь, как повествует евангелист Лука, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит имеющему сухую руку: «Протяни руку твою». Он так и сделал. «И стала рука его здорова, как другая» (Лк. 6. 11). А фарисеи вместо того, чтобы удивиться этому чуду, вместо того, чтобы порадоваться за исцеленного человека, собирают совет и думают, как бы им погубить этого нового Чудотворца, Который Свои чудеса совершает в субботу.

Другой раз, когда Спаситель пришел в субботний день в синагогу, там собралось множество людей, в том числе те, которые хотели получить от Господа исцеление. «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые до́лжно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13. 14). То есть, считает он, чудо может совершаться, но происходить это должно «по расписанию» – чудо не должно нарушать привычный порядок вещей.

А почему фарисеи так внимательно следили за соблюдением субботы? Именно потому, что это была одна из тех заповедей, которую они воспринимали начетнически, буквалистски. Они не понимали суть этой заповеди, но строго соблюдали ее внешнюю форму. Суббота действительно была днем покоя, и Господь в Ветхом Завете через Моисея установил заповедь субботнего покоя для того, чтобы люди могли шесть дней трудиться, а в седьмой отдыхать и этот день приносить в жертву Богу, посвящать Ему, приходить в Иерусалимский храм, в синагогу, читать Священное Писание, в этот седьмой день от Самого Бога набираться сил на предстоящую трудовую неделю.

Во что все это превратили фарисеи? Они обставили субботу многочисленными предписаниями. Понятно, что человек – существо, которое не может прожить день, не делая вообще ничего. Понятно, что заповедь соблюдения субботы не должна была сводиться к тому, чтобы человек просто пролежал в кровати. Значит, он должен вставать, ходить, он должен есть. Но было отмерено, какую дистанцию он может пройти в субботу. Это расстояние так и называлось – «субботний путь», если прошел больше, значит, нарушил субботу. Было установлено, что можно делать в этот день, а что нельзя. И вот по представлению фарисеев, то, что совершал Господь Иисус Христос, не вписывалось в четко регламентированную структуру правил, которые надлежит соблюдать.

И сегодня в современном иудаизме эти правила, касающиеся субботы, соблюдаются. Если кто-нибудь из вас посещал Иерусалим и оказывался в гостинице «Царь Давид» в субботний день, то вы могли видеть лифт, который едет с этажа на этаж в автоматическом режиме: останавливается на каждом этаже и открывает двери, потом двери закрываются, и он едет дальше, как поезд в метро. А почему это происходит? Потому что правоверному иудею можно в субботу ездить на лифте, но ему нельзя нажимать кнопки. Раз нельзя нажимать кнопки, значит, лифт ездит и открывает двери самостоятельно. Таким образом, одновременно как бы исполняется заповедь, но в то же время человек может нормально и спокойно жить. И вот фарисеи были удивительные мастера на то, чтобы, с одной стороны, создавать правила, а с другой  – прописывать всевозможные исключения из этих правил, в том числе тех, которые касались субботы.

Но Господь Иисус Христос говорил людям о совершенно другом типе религиозности, о том, что богоугождение и богопочитание не выражается в соблюдении этих мелочных предписаний. И Он говорил фарисеям: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2. 27). Бог создал этот субботний день покоя, дабы человек мог отдохнуть и свои мысли обратить к Богу, а не чтобы превратить его жизнь в постоянное слежение за тем, не прошел ли он несколько лишних метров, которые превысили узаконенную дистанцию, не совершил ли еще что-то, что можно интерпретировать как нарушение субботы.

Когда Господь исцелил слепого от рождения – казалось бы, чудо, которое должно всех вразумить и вдохновить, – реакция фарисеев была точно такой же. Как это так, Он совершил исцеление в субботу! Они вызвали исцеленного и начали его допрашивать, говорить: «Что это за человек, Который исцелил тебя?» Он ответил: «Не знаю, что за человек, но я был слепым от рождения, а теперь я вижу». Фарисеи позвали его родителей, начали их спрашивать. Те отвечали: «Да, действительно, это наш сын, и он родился слепым, но почему он теперь видит, не знаем, и кто вернул ему зрение, мы тоже не знаем» (Ин. 9. 20). А отвечали так, потому что уже знали, что фарисеи настроены против Иисуса, и не хотели с Ним ассоциироваться, хотя на их глазах произошло это величайшее чудо.

Тогда фарисеи снова зовут слепорожденного и говорят: «Мы знаем, что Он грешник» (Ин. 9. 24). Но этот человек отвечает, что грешник не мог совершить такое чудо: «Известно ведь, что грешников Бог не слышит, а слышит того, кто благочестив и исполняет волю Его. От века не было слышно, чтобы кто-нибудь вернул зрение слепорожденному» (Ин. 9. 31-32). «А что ты о Нем думаешь?» – спрашивают фарисеи. И исцеленный отвечает: «Он пророк» (Ин. 9. 17). И они спорили с бывшим слепорожденным, пока, наконец, не выгнали его вон, сказав: «Ты Его ученик, а мы ученики Моисея» (Ин. 9. 28). Фарисеи были уверены, что они ученики Моисея и что, создав всю эту систему мелочных внешних предписаний, тем самым следуют Закону Моисееву и угождают Богу.

Мы можем спросить себя: а какое отношение все это имеет к нам? Самое прямое, потому что нередко и сейчас люди воспринимают религию как сумму предписаний. К батюшке обращаются, прежде всего, с вопросом, что можно и чего нельзя. В мою телепередачу постоянно поступают вопросы от телезрителей, и в основном эти вопросы сводятся к тому же: что можно и чего нельзя есть в пост, как нужно правильно ставить свечку, обручальные кольца должны быть из белого или и желтого золота? И многие люди уверены, что Церковь для того и существует, чтобы создать для людей правила, а батюшка – для того, чтобы быть справочным пособием по этим правилам.

Но это фарисеи и книжники ходили, словно справочные пособия. Слово «книжник» означало не просто человека, который умел читать книги, хотя тогда немногие умели читать. Книжником был человек, который наизусть знал правила, и не только их знал, но и умел толковать. Книжники ходили с книгами по всей Палестине, фарисеи шествовали, размахивая воскрылиями своих риз, и учили людей вот такому типу религиозности.

А Господь открывал совсем другой путь к Богу. Он говорил людям о том, что Бог ищет себе поклонников, которые будут Ему поклоняться в духе и истине (см. Ин. 4. 23-24). Не на той или другой горе надо Ему поклоняться, а делать это всей жизнью своей. Поклонение Богу заключается не в исполнении какой-то суммы внешних предписаний, а в том, чтобы сердце твое было открыто Ему, чтобы сердце твое горело любовью к Богу.

И как важно нам об этом вспомнить в дни Великого поста, когда многие люди только и озабочены тем, что можно съесть, а что нельзя, как будто в этом заключается суть поста. Но вслушаемся в слова Великого покаянного канона. Вслушаемся в слова тех песнопений, которые звучат в церкви. Там нигде не говорится о том, можно есть и чего нельзя – это мы с вами и так знаем. Там говорится, как нам очистить сердце, как подготовить душу к встрече с Богом. Господь смотрит не на внешние дела человека, а на его сердце. Конечно, сердечное расположение, вера не могут не выражаться в конкретных добрых делах, и Господь всегда говорил о том, что человек будет судим по тому, каким он был в этой жизни: накормил ли голодного, вышел ли навстречу страннику, посетил ли больного или находящегося в темнице. Вот конкретные дела, за которые нас Господь будет судить, а не за то, из какого золота были обручальные кольца, какой формы крестик носил человек и не за многое другое, чем сегодня, к сожалению, больше всего интересуются люди, когда соприкасаются с Церковью.

Господь нам передал не религию ритуалов, а ту религию, которая соединяет нас с Богом и открывает нам Царство Небесное. Вчитываясь в слова Евангелия, в притчи Господни, будем вслушиваться в этот живой голос Господа. Будем просить Его, чтобы Он помогал нам понимать суть нашей христианской веры, суть пути, который Он открыл для каждого из нас. Будем молиться Господу, чтобы Он помогал нам не фарисейски подходить к нашим религиозным и духовным обязанностям, а именно так, как Христос заповедовал – с открытым сердцем, с открытой душой, с сердцем, обращенным к Богу. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС