В седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия
1 февраля 2016 года, в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. Святейший Владыка совершал богослужение в интронизационных облачениях.
Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви; митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь); епископ Знепольский Арсений, викарий Пловдивской митрополии (Болгарская Православная Церковь); иерархи, прибывшие на Архиерейский Собор Русской Православной Церкви; руководители синодальных и общецерковных учреждений в священном сане.
Его Святейшеству сослужили представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). В алтаре Храма Христа Спасителя молился митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока.
Святейшему Патриарху также сослужили: протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Мириан (Шенгелия) (Грузинская Православная Церковь), клирик храма св. вмч. Георгия Победоносца в Малых Грузинах г. Москвы; наместники ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы.
На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас; член Совета Федерации ФС РФ, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым О.Ф. Ковитиди; член Совета Федерации ФС РФ, представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области Д.Ф. Мезенцев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; руководитель художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаев; настоятельницы женских обителей, священнослужители Москвы и Подмосковья, сотрудники синодальных и иных церковных структур, представители приходских советов, преподаватели и учащиеся церковных учебных заведений.
За Литургией пели хоры Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и Сретенского ставропигиального монастыря (регент — Н.С. Жила).
На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Петропавловского и Камчатского Артемия, епископа Якутского и Ленского Романа, епископа Магаданского и Синегорского Иоанна в сан архиепископа, игумена Вассиана (Змеева), представителя Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате, — в сан архимандрита.
В сугубую ектению были включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке г. Москвы.
На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция торжественного богослужения.
По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен. Молитву прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Затем Блаженнейший митрополит Онуфрий огласил поздравительный адрес Святейшему Патриарху от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви, после чего преподнес Его Святейшеству Казанскую икону Божией Матери, Патриарший параман и букет цветов.
Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов поздравил Святейшего Владыку от лица Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич Беглов, представитель Президента в Центральном федеральном округе! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!
Сердечно благодарю всех вас за молитвы как в сегодняшний, весьма значительный для меня день, так и каждый день. Чувствую эту молитву, эту поддержку, опираюсь на полное единомыслие нашего епископата, духовенства и на абсолютное большинство верующего народа. Эта поддержка не выражается ни в каких цифрах — она выражается в той духовной силе, которая реально помогает Патриарху нести его служение.
Сегодня в соответствии с Уставом мы читали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям (Евр. 11:17-23, 27-31), и одна фраза меня просто поразила. Многие из нас читали это послание и этот отрывок много раз, но в том-то и сила Слова Божия, что одна фраза, одно предложение вдруг начинает блистать такими гранями, отражать такой силы духовный Божественный свет, что оторваться от него невозможно. Вот и сегодня апостол, говоря о ветхозаветных отцах, об Аврааме, Исааке и Иакове, о примере их веры, переходит к Моисею и говорит: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо был тверд, как бы видя Невидимого».
Так ведь в этих словах содержится все, что нужно каждому человеку, тем более архиерею и тем паче Патриарху! Что такое Египет для Моисея, для еврейского народа? Это страна, где они жили, не имея свободы, но зато в сытости, так что даже, уйдя в пустыню, они вспоминали котлы с мясом. А Моисей, воспитанник фараона и его супруги? Он мог бы быть вторым или третьим во всей этой огромной языческой египетской империи. Чего ему не хватало? Все было! Но он от всего этого отказывается, потому что все это второстепенно и даже третьестепенно. Не для этого человек живет, и Моисей понял это, и подвиг его отказа был велик.
Но это было не просто проявление мужества, связанное с отказом от земного богатства и процветания. Моисей не убоялся гнева царского, а фараону было на что гневаться. Воспитанник фараона и его жены не просто выступает против фараона — он народ свой выводит из Египта. А ведь народ, как сейчас говорят, умножал общенациональный продукт, и его уход вел к утрате части могущества Египта. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы не просто разорвать узы, связывающие тебя с теплым, обеспеченным, почетным местом в жизни, но и отказаться от поддержки своего царя, учителя, воспитателя во имя высшей цели — спасения народа!
Все эти слова помогают нам понять и подвиг Церкви, и подвиг каждого архиерея, тем более Патриарха. Ни образ жизни, ни любые материальные блага не могут и не должны затмевать для нас самого главного — возглавить движение своего народа, этот великий метаисторический исход, навстречу Богу и Его Божественному Царству. И не только притяжение земных богатств, но и никакой страх перед сильными мира сего не может и не должен изменить наше призвание.
А почему? А потому что мы призваны, как и Моисей, быть твердыми и как бы видеть Невидимого, как видимого. Кто-то спросит: как же вы Бога невидимого видите? Мы отвечаем: сегодняшняя Божественная Евхаристия, как и всякая Божественная служба в храме, особенно Святая Литургия, — разве не открывают нам зрение, чтобы увидеть Невидимого? А если б это не происходило, откуда черпать силы всем нам, людям слабым, грешным, подверженным разного рода внешним воздействиям? Откуда эта великая сила Церкви сохранять свое единство, вопреки сильнейшему давлению извне? Откуда эта сила Церкви, способная сопротивляться гонениям, разделениям и, что самое главное, обрушению на нее различных идей и предложений, которые на самом деле несли и сегодня несут огромную опасность для единства Церкви и для дела спасения? Мы черпаем эту силу не от своего разума, не от своего образования, не от своего воспитания, не от своего положения, а только от духовного видения Бога в величайшем Таинстве Святой Евхаристии.Знаю, как эта вера подчас не осознается даже нами, ведь и мы, архиереи Божии и духовенство, тоже вовлечены в суету мира сего. И даже когда мы исполняем наш архипастырский долг, как много нам приходится делать того, что как бы не имеет прямого отношения к этому видению Бога, к достижению этих величайших в жизни целей! Но ведь достигаем цели! Может быть, не так, как хотелось, и многое не удается сделать, но ведь словно вопреки логике всего исторического процесса мы как Церковь Божия идем навстречу Ему и говорим: «ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что наше движение не направлено ни к каким конкретным историческим целям — наше движение навстречу Христу Воскресшему, Который явится в конце веков и Который каждому явится по его земной кончине. Удивительным образом то, чем занимаются Патриарх, архиереи, духовенство, весь народ Божий, — это реальность, которая присутствует и здесь, в истории, и переходит в метаисторию, в жизнь будущего века.
Я благодарю Господа за эти семь лет. Когда мне сегодня кто-то сказал: «как быстро пролетело время!», я подумал, что быстро оно не пролетело. Это было непростое время, но мы не ждем простых времен и в будущем. Но эти семь лет научили меня чему-то тому, что я, может быть, в полной мере не осознавал до восшествия на Патриарший престол. Нет таких проблем и нет таких трудностей, которые Бог не помог бы человеку преодолеть, если сам человек жаждет этой Божией помощи. Для меня это были годы решения множества задач, которые стояли перед нашей Церковью и к решению которых Патриарха призывал и Поместный Собор, и последовавшие затем Архиерейские Соборы. И я вижу, как милостью Божию, мало-помалу, шаг за шагом, мы все эти обращенные к нам заветы решаем совместно, всею Церковью. И дай Бог, чтобы так было дальше.
Я сегодня особенно молился о единстве нашей Церкви, о Блаженнейшем владыке митрополите Онуфрии, о епископате Украинской Церкви, которая в тяжелейших исторических условиях сохраняет верность Православию, сохраняя единство Русской Православной Церкви, Церкви-Матери того народа, который вышел из Киевской купели крещения и который сегодня распространился уже на многие страны. Мы и дальше будем молиться за каждой Литургией, чтобы Господь прекратил междоусобную брань на Украине, сохранил в единстве украинский народ и особенно сохранил в единстве Церковь нашу, потому что это единство гарантирует от поглощения наших народов, в том числе украинского, иными силами, от порабощения иным идеям и идеологиям. Думаю, что украинский епископат, как и весь епископат нашей Церкви, сегодня это ясно понимает. Единство нужно не кому-то из архиереев или какой-то группе иерархов. Единство нужно каждому — архиерею, священнику, мирянину, — потому что тем самым мы духовно поддерживаем друг друга, сохраняя возможность осуществлять пророческое служение, неся правду Божию нашему народу.
Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Ваше Блаженство, постоянных и временных членов Священного Синода, весь наш епископат, все духовенство, игуменов и игумений наших монастырей, наших мирян и особенно нашу молодежь, которая сегодня становится все более активной и принимает на себя все большую ответственность за судьбу Церкви. Хотел бы поблагодарить и тех представителей власти, с которыми мы находимся в постоянном диалоге, которые понимают важность духовного развития народа, укрепления нравственных начал личной, семейной, общественной жизни. И дай Бог, чтобы совместными усилиями мы работали для того, чтобы человек становился лучше, чтобы просветлялось его сердце, чтобы укреплялась его добрая воля, чтобы чище становились его чувства. Да хранит Господь Церковь Русскую и все народы, окормляемые ее пастырским водительством! С праздником поздравляю вас и приношу всем сердечную благодарность».
Во внимание к усердным трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил церковных наград архипастырей и пастырей, отмечающих знаменательные даты.
В связи c 65-летием со дня рождения и 25-летием архиерейской хиротонии митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени.
В связи с 25-летием архиерейской хиротонии и 65-летием со дня рождения митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени.
В связи с 75-летием со дня рождения митрополит Феодосийский и Керченский Платон награжден орденом преподобного Серафима Саровского I степени.
В связи с 85-летием со дня рождения и 40-летием архиерейской хиротонии митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.
В связи с 60-летием со дня рождения митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.
В связи с 60-летием со дня рождения митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.
В связи с 35-летием архиерейской хиротонии архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.
В связи с 65-летием со дня рождения архиепископ Сендайский Серафим награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени.
В связи с 60-летием со дня рождения епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии, награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.
В связи с 50-летием со дня рождения епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
В связи с 50-летием хиротонии во пресвитера митрополит Омский и Таврический Владимир награжден памятной панагией.
В связи с 55-летием со дня рождения митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий награжден памятной панагией.
В связи с 25-летием архиерейской хиротонии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий награжден памятной панагией.
В связи с 65-летием со дня рождения протоиерей Иоанн Нагая, клирик подворья Русской Православной Церкви в Японии, награжден юбилейной медалью в память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира.
Завтра, 2 февраля 2016 года, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начнет работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/
Служба коммуникации ОВЦС