Митрополит Иларион: Через произведения изобразительного искусства мы лучше узнаём самих себя
16 января 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».
Несмотря на сложность политических отношений между Россией и Западом, в сфере культуры сохраняется плодотворное сотрудничество. Более того, общественные деятели, деятели искусства, науки и культуры все отчетливее сознают исключительное значение межкультурной коммуникации в контексте политического кризиса, а значит и свою роль в решении сложных задач современности. Так, например, в этом году Третьяковская галерея и музей Ватикана начнут обмен выставками. Российская экспозиция будет составлена из работ русских художников конца XIX – начала XX века, связанных с евангельскими и библейскими сюжетами.
Сегодня у меня в гостях директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Здравствуйте, Зельфира Исмаиловна!
З. Трегулова: Здравствуйте, владыка!
Вы упомянули об очень важных вещах. Сейчас в мире неспокойно, нестабильно. Тем более, важной становится миссия тех, кто поддерживает духовные и культурные связи между различными странами. Невзирая на похолодание политических отношений, сокращение экономических отношений, культурный обмен продолжает развиваться, и мы, и наши западные коллеги прекрасно понимаем, что на нас сейчас возложена очень важная задача – постараться сделать так, чтобы мир не распался на независимые части.
Тот проект, о котором Вы говорили, – обмен между музеем Ватикана и Третьяковской галереей – мне кажется, является одним из самых ярких, значимых и интересных. Я только что вернулась из Рима после переговоров о пинакотеке Ватикана, и наши коллеги утвердили совершенно уникальный список тех памятников и тех произведений живописи, которые Третьяковская галерея осенью представит российскому зрителю.
Никогда прежде из пинакотеки Ватикана не направлялась такая представительная экспозиция. Выставка начинается с иконы XII века, а заканчивается произведениями художников XVIII века. Будут представлены такие великие имена, как Фра Беато Анджелико, никогда не показывавшийся в России, Эрколе де Роберти, Джентиле да Фабриано. Мы получаем два небольших произведения Рафаэля. Потрясающее «Положение во гроб» Караваджо и «Оплакивание Христа» Джованни Беллини. Совершенно удивительное полотно Никола Пуссена, которое было создано для собора святого Петра.
Сорок полотен, и каждое из них – жемчужина и шедевр, представляющий тот или иной христианский сюжет, в том числе и знаменитые «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах» Мелоццо да Форли, которые являются визитной карточкой пинакотеки Ватикана.
Осенью 2017 года в крыле Карла Великого будет представлена выставка русской живописи XIX – начала XX века, представляющая евангельские и библейские сюжеты, в основном из собрания Третьяковской галереи с участием Русского музея и одного-двух региональных музеев. При этом так же, как пинакотека Ватикана, мы включаем в состав этой выставки произведения искусства из постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Митрополит Иларион: Действительно, в те времена, когда возникают какие-то сложности на политическом поле, возрастает ответственность, по крайней мере, двух категорий людей: религиозных деятелей и деятелей культуры. Религия связывает людей поверх государственных границ, а культура помогает лучше понять друг друга.
Через произведения культуры, произведения изобразительного искусства мы не только лучше узнаём другого, но и самих себя. Если говорить об обмене произведениями, каждое из которых посвящено христианской теме, то мне кажется, что такой обмен позволяет получить стереоскопическое видение того, каким образом христианская традиция на протяжении веков оплодотворяла самые разные культурные традиции.
В минувшем году мы много говорили о значении князя Владимира, говорили, в том числе, и на выставке в Историческом музее, в открытии которой мы с Вами участвовали, и потом на конференции в Общецерковной аспирантуре, где, опять же, мы с Вами принимали участие. Мы говорили и о том, какое колоссальное влияние христианская традиция оказала на развитие русской культуры. Невозможно представить какой была бы русская культура, и была бы вообще, если бы не мощная подпитка – христианская, нравственная, духовная, эстетическая – которая на протяжении веков была характерна для нашей культуры. Даже в советское время она никуда не исчезла.
Период XIX — начала XX века, который Вы представите в Ватикане – это период, когда, с одной стороны, наше русское искусство – музыкальное, художественное, литературное – достигло своего апогея, ведь именно по произведениям Чайковского, Айвазовского, Левитана, Достоевского, в мире знают Россию. Но в то же время это было искусство, которое оставалось глубоко христианским по своим корням и даже по тематике.
З. Трегулова: Да, Вы абсолютно правы. Мы бы хотели показать на выставке в Ватикане, что в XIX веке, когда художники создавали уже не иконы, а станковую живопись, они очень интересно, глубоко через себя переосмысляли евангельские, библейские сюжеты и рассматривали их как невероятный источник размышления, рассуждения о судьбах человечества, о человеке, о нравственном выборе, который стоял перед ним.
Одной из центральных работ выставки, которую мы покажем в Ватикане, станет картина Крамского «Христос в пустыне». Это действительно Христос, стоящий перед выбором, и одновременно в Его лице это любой человек, глубоко духовно переживающий жизнь и ее проблемы. Вот в этом была особенность, конечно, русской интерпретации христианских сюжетов во второй половине XIX века.
Мы показываем и ранние варианты, в частности, малую версию картины Александра Иванова «Явление Христа народу» из Государственного русского музея. Но, конечно, основным фокусом выставки будет русская живопись второй половины XIX века, когда христианство осмыслялось как вечные истины и эти вечные темы не могли не волновать художника, вне зависимости от того, к какой конкретно христианской конфессии он принадлежит.
Митрополит Иларион: Как известно, западноевропейское изобразительное искусство прошло долгий путь. Если говорить о христианской тематике, об образе Христа в искусстве, то западноевропейское изобразительное искусство шло путем постепенной гуманизации образа Христа. Начиналось всё с традиционного иконописного изображения, которое во множестве вариантов присутствовало как на Востоке, так и на Западе, но уже в позднее Средневековье мы видим признаки постепенного «очеловечивания» этого образа, то есть иконописный канон еще сохранялся, но уже иконные лики приобретали какие-то более реалистические черты.
Может быть, такие мастера как Джотто, Лоренцетти относятся еще к иконописной эпохе, но уже в их творчестве присутствует этот сильный гуманистический посыл – не в плане секулярного гуманизма, о котором сейчас говорят, а в том плане, чтобы подчеркнуть человеческую сторону евангельской истории Иисуса Христа. И дальше, конечно, в эпоху Возрождения все это совмещается с возрождением интереса к античности. Христа начинают изображать человеком, как правило, красивым, привлекательным, совершенным, а иногда и не очень красивым по нашим понятиям, как, например, у голландских мастеров.
Этот путь прошло и русское искусство, но с опозданием, условно говоря, на несколько столетий. В ушедшем году в Третьяковской галерее была замечательная выставка Симона Ушакова. Это как раз тот иконописец, который стоял на стыке двух эпох. С одной стороны, он работал в строгих рамках иконописного канона, с другой стороны, он создал целую систему «оживления» тех иконописных образов, которые хотел показать более приближенными к восприятию обычного человека. Это был некий шаг от иконописи к живописи. Ну и, конечно, наш XIX век, художники, о которых Вы сказали – Крамской, Иванов, Верещагин с очень интересными картинами на евангельские сюжеты…
З. Трегулова: Мы их тоже покажем…
Митрополит Иларион: Они уже работали в парадигме, условно говоря, возрожденческой, и нашему зрителю помогали раскрывать Христа именно в ту эпоху, когда было необходимо увидеть живого Христа. Точно так же и Достоевский через свои романы раскрывал образ Христа. Ведь он не просто писал о Христе, он вкладывал слова о Христе в уста своих персонажей. Более того, он создавал христоподобные образы, например, князь Мышкин.
З. Трегулова: Мне тоже показалось, что будет очень важным представить на этой выставке несколько работ, которые как бы являются современным сюжетом. Например, какие-то из работ Репина. Там явная аллюзия на «Явление Христа народу» Александра Иванова, которого Репин очень хорошо знал.
Митрополит Иларион: Я хотел бы в нашей передаче коснуться вопроса взаимодействия между Церковью и музейным сообществом. Мы об этом как-то говорили с директором Государственного Исторического музея Алексеем Константиновичем Левыкиным.
Третьяковская галерея, на мой взгляд, являет собой положительный пример такого многолетнего взаимодействия между музеем и Церковью. Достаточно сказать, что в комплекс Третьяковской галереи входит действующий храм святителя Николая в Толмачах. В этом храме в специальной витрине-ковчеге содержатся две, наверное, величайшие русские иконы – Богоматерь Владимирская и «Троица» Рублева.
З. Трегулова: По внешнему виду витрина напоминает ковчег, но на самом деле – это серьезнейшая бронированная витрина, в которой поддерживается абсолютно идеальный климат.
Митрополит Иларион: Это пример, как Церковь и музей совместно заботятся о сохранении величайших шедевров нашего древнерусского иконописного искусства. Они, с одной стороны, находятся в церкви, и каждый верующий может подойти и поклониться, но, с другой стороны, они находятся в тех условиях, которые позволяют их сохранять.
З. Трегулова: Действительно, это величайшие иконы, которые принадлежат даже не Третьяковской галерее и не этой церкви конкретно, а всему человечеству. Нужно сделать все, чтобы доступ к ним был открыт и возможен, и при этом они бы сохранялись максимальное количество столетий в том виде, в каком они сейчас находятся.
Более того, хотела бы еще добавить, что у нас хранится еще одна величайшая святыня и величайшее произведение искусства – это икона Божией Матери «Донская» кисти Феофана Грека. Каждый год в начале сентября мы выдаем ее на два-три дня в главный собор Донского монастыря на специальное Патриаршее богослужение. Она выдается в специальной витрине-ковчеге и при ней неотлучно, 24 часа в сутки, находится наш сотрудник и следит, чтобы там поддерживался климат.
Митрополит Иларион: Конечно, тот факт, что Третьяковская галерея обладает уникальной коллекцией икон, свидетельствует о подвиге работников музейного сообщества, которые в тяжелые годы, когда иконы варварски уничтожались, сжигались на кострах, сумели их сохранить, отреставрировать. И мы сейчас имеем возможность приходить и созерцать эти иконы.
Третьяковская галерея – это не просто музей икон и картин, но и очень значимый в Москве и для всей России культурный центр. Третьяковская галерея постоянно организует не только выставки, но и лекции, слушания, концерты. Уже более двадцати лет при Галерее существует хор, который принимает участие в самых значимых событиях, позволяет людям воспринимать весь грандиозный синтез искусств, созданный нашим Отечеством и нашей православной традицией. Думаю, что значение Третьяковской галереи как уникального духовно-культурного центра сейчас только возрастает, ибо через произведения искусства люди тянутся к прекрасному, к вере и красоте.
З. Трегулова: Те произведения живописи, которые мы покажем здесь, будут откровением для многих, а те, что мы покажем в Ватикане, вообще не показывались в таком объеме за рубежом. Я абсолютно согласна с Вами, что людям сегодня нужна красота, вера, и они нуждаются в каких-то кусочках счастья и радости, потому что жизнь сегодня действительно очень сложная. Произведения живописи насыщают человека и мы это наблюдаем у себя в Третьяковской галерее на выставке Валентина Серова, которая стала для многих художественным откровением и возможностью два с половиной часа побыть в зоне абсолютного человеческого и эстетического счастья. Никакое виртуальное воспроизведение искусства не может заменить людям непосредственное общение с тем или иным полотном, с тем или иным произведением, с той или иной иконой. Вот этот диалог вероятно важен сегодня. Он подпитывает людей и дает им возможность продолжать жить и надеяться. Действительно, сегодня это люди ощущают острее, чем какое-то время назад.
Митрополит Иларион: Спасибо, Зельфира Исмаиловна, за то, что Вы пришли на передачу. Я желаю Вам успехов и помощи Божией в Вашем ответственном служении.
Служба коммуникации ОВЦС