Митрополит Иларион: Без крещения невозможно войти в Царство Небесное
18 января 2016 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
После сугубой ектении иерарх вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма священник Евгений Тремаскин.
Перед великим освящением воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Крещенский сочельник – канун праздника Богоявления, Крещения Господня – мы совершаем богослужение особого рода. Оно начинается с вечерни, за которой читается 13 паремий – ветхозаветных историй, так или иначе связанных с водой, или в которых упоминается вода. Затем вечерня перетекает в Божественную литургию святого Василия Великого.
Вечерня Богоявления посвящена, прежде всего, ветхозаветной предыстории этого праздника, напоминая нам, что вода является той стихией, которую Бог сотворил с самого начала. Бог насытил эту стихию Своим животворным присутствием, ибо в самых первых стихах книги Бытия говорится, что Дух Божий носился над водою сразу после того, как Господь создал небо и землю (см. Быт. 1. 2). И вода с этого момента стала одним из основных биологических элементов существования человека и всего тварного мира.
Если каждого из нас разложить на биохимические элементы, то значительную часть составит вода. Если бы не было в нашем теле воды, не было бы и жизни. Не случайно человек может прожить достаточно долгое время без еды, но без воды он долго прожить не сможет, потому что вода – это тот источник, который питает его физиологическое естество.
Но есть та вода, которую Господь особым образом наделяет Своей Божественной энергией, и которая, обладая огромной целительной силой, питает нас не только телесно, но и духовно. И в праздник Богоявления мы дважды – в Сочельник и в самый день праздника – совершаем освящение воды, чтобы затем питать ею наши тела и души, освящать наше жилище и весь окружающий мир; чтобы через эту воду Божественная благодать просвещала и укрепляла всякого человека.
Сегодня мы слышали евангельский рассказ о последнем из пророков и первом из апостолов – о том, кто пришел предвозвестить пришествие Мессии, предуготовить народ израильский к принятию Господа Иисуса Христа. Проповедь Иоанна Крестителя подобна проповеди пророческой, но миссия его подобна апостольской, ибо он не просто предсказывал пришествие Мессии, но указал на Него, сказав: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (см. Ин. 1. 29). И встреча Господа нашего Иисуса Христа с Иоанном Крестителем на берегах Иордана стала переходом от Ветхого Завета к Новому, а переходной фигурой был святой Иоанн Предтеча.
Иоанн Креститель не просто проповедовал, но и совершал особый обряд, погружая людей в воду в знак покаяния и очищения от грехов. И именно этот обряд христианская Церковь сделала Таинством, без которого невозможно вступление в Церковь как в тело Христово.
Без крещения невозможно войти в вечную жизнь, в Царство Небесное, ибо Сам Господь Иисус Христос сказал: «Всякий, кто уверует и крестится, тот спасен будет, а кто не уверует и не крестится, тот осужден будет» (см. Мк. 16. 16). И посылая Своих учеников на проповедь, Он говорил: «Идите, проповедуйте Евангелие сие всей твари, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (см. Мк. 16. 15). И именно с этих пор Таинство крещения является дверью в Церковь и в Царство Небесное.
Поэтому мы, вспоминая событие Крещения Господня, одновременно благодарим Бога и за наше крещение, которое возрождает нас к вечной жизни, и за то, что Его Дух Святой продолжает присутствовать в нашей жизни. И как Он носился над водою в тот момент, когда Господь создал этот мир, точно так же и сейчас Он будет носиться над водою, которую мы будем освящать.
Помолимся о том, чтобы вода, которую мы сегодня освящаем, стала для нас источником, текущим в жизнь вечную (см. Ин. 4. 14), и проводником благодати Божией; чтобы Дух Святой сошел на эту воду и сделал ее великой святыней для освящения наших душ и телес. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС