Print This Post

С 21 сентября по 2 октября 2015 года в Варшаве (Польша) проходит совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению, в частности, вопросу реализации прав человека в различных сферах.

В рамках мероприятия 30 сентября состоялось рабочее заседание, посвященное теме терпимости и недискриминации, борьбе с расизмом, ксенофобией, включая нетерпимость и дискриминацию в отношении христиан и лиц других вероисповеданий. В работе этого заседания по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия принял участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. В мероприятиях в рамках совещания также участвует заместитель председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Богдасаров.

В своем выступлении, полный текст которого был передан в секретариат Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ\ОБСЕ), протоиерей Николай Данилевич рассказал об основных нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви.

В частности, было указано, что примерно с начала 2014 года участились агрессивные действия по отношению к Украинской Православной Церкви, которые можно охарактеризовать как дискриминационные. Так, 28 января 2015 года депутаты Киевского городского совета приняли решение, которым предоставили льготы религиозным организациям города в виде освобождения от налога на недвижимость. Единственным исключением стали религиозные общины Украинской Православной Церкви. Это явно антиконституционное и дискриминационное решение все-таки было отменено постановлением Окружного административного суда Киева от 18 июня 2015 года. В своем постановлении суд подчеркнул, что «принципы недискриминации, беспристрастности и равного отношения ко всем организациям, в частности, религиозным, а также недопущения возникновения обстоятельств, обусловливающих условия менее благоприятные, чем положение по сравнению с другими лицами или группами, должны применяться и к регуляторным актам органов местного самоуправления». Подобные нарушения прав осуществлялись также Тернопольским и Львовским областными советами.

По свидетельству представителя Церкви, если на центральном уровне власти пытаются вести сбалансированную религиозную политику, то в регионах бывает много злоупотреблений. «Отдельной сферой, где происходит больше всего нарушений прав верующих, являются так называемые переходы приходов Украинской Православной Церкви в «УПЦ КП». По сути, речь идет о рейдерских захватах наших храмов со стороны сторонников «УПЦ КП», которые используют политические силы, местных депутатов, радикальные организации («Правый сектор», «Свобода») и даже подразделение МВД батальон «Тернополь». По состоянию на сегодняшний день в Украинской Православной Церкви зафиксировано 28 захваченных храмов, еще шесть – под угрозой захвата и два опечатаны. Кроме того, добровольно изменили юрисдикцию еще четыре религиозные общины. Хочу уточнить, что речь идет не о свободной смене юрисдикции в соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях», а о захвате с применением силы, насилия и обмана. Больше всего наши храмы захватывают в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях», – рассказал протоиерей Николай, вспомнив, в том числе, и о захвате 21 сентября 2015 года Георгиевского храма в селе Катериновка Кременецкого района Тернопольской области, который законно принадлежит общине Украинской Православной Церкви с 1946 года.

Говоря о нарушениях со стороны местной власти и дискриминации верующих Украинской Православной Церкви в Катериновке, священнослужитель отметил, что в то время, как местная религиозная община законно (на основе договора) пользуется помещением храма, власти области принимает решение о поочередном совершении богослужений и передают храм в пользование другой конфессии, силой заставляя общину согласиться с таким положением вещей. Сейчас это распоряжение обжалуется в судебном порядке.

Кроме того, передача принадлежащего религиозной общине Украинской Православной Церкви имущества, при наличии не разорванного в установленном порядке договора, в поочередное пользование другим религиозным общинам также является незаконной. В данной ситуации председатель Тернопольской обладминистрации С.С. Барна превысил свои служебные полномочия, поскольку не имел права распоряжаться имуществом религиозной общины.

Одним из главных нарушений местной власти в этой ситуации стало решение милиции разрешить представителям радикальных организаций («Правый сектор») участвовать в решении конфликта. Фактически представители государства «поделились» монополией на использование законной силы, которое четко регламентировано национальным законодательством, с представителями неуправляемых праворадикальных формирований, что привело к еще большему обострению межконфессиональных отношений как на региональном, так и на общенациональном уровнях. При этом на пресс-конференции 25 сентября 2015 года представителям центрального органа государственной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в этой сфере (Министерство культуры), не хватило мужества определить эту ошибку. Вместо этого они начали выдвигать по отношению к Украинской Православной Церкви и другие необоснованные обвинения.

«Как результат мы видим явную протекционистскую политику представителей власти к определенной конфессии – а именно к «УПЦ КП». Получается, что у нас перед законом все равны, но некоторые все-таки равнее», – подытожил священник.

Было также отмечено, что, защищая свои права, Украинская Православная Церковь не посягает на права и имущество других религиозных общин. В качестве примеров в докладе приведены случаи отказов архиереев Украинской Православной Церкви, что совершают свое служение на Донбассе, от предлагавшихся им захваченных культовых сооружений других конфессий.

Завершая выступление, протоиерей Николай Данилевич подчеркнул: «Мне бы очень не хотелось, чтобы изложенные здесь факты были кем-либо использованы в целях политической пропаганды. Однако молчать мы также не можем, так как тенденции в религиозной жизни Украины, особенно в западной ее части, очень тревожны. А тенденции, как известно, важнее фактов».

Официальный сайт Украинской Православной  Церкви/
Служба коммуникации ОВЦС