Митрополит Иларион: На заповеди любви зиждется вся человеческая праведность
13 сентября 2015 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили представитель Московского Патриархата в Совете Европы, настоятель прихода Всех святых в г. Страсбурге игумен Филипп (Рябых), клирики храма.
На богослужении присутствовали слушатели Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви, который проводился Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
По запричастном стихе проповедь произнес священник Даниил Торопов.
После богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем воскресном евангельском чтении мы слышали слова о том, как некий законник подошел к Господу Иисусу и, искушая Его, спрашивал: «Какая заповедь самая большая в законе?» (см. Мф. 22, 36). Как известно, в законе Моисеевом было десять заповедей, и законники, фарисеи, учители народа израильского, недовольные деятельностью Иисуса, Его учениями и чудесами, всегда искали повод, чтобы уловить Его в каком-либо слове и после использовать это слово против Него. Может быть, они ждали, что Он выделит одну или несколько заповедей, при этом умалив значение остальных, и тогда у них появится возможность обвинить Его в ложном учении. Возможно, они ждали еще чего-то, за что могли бы потом упрекнуть или укорить Господа Иисуса Христа.
Но Господь ответил законнику очень просто: « Есть две главные заповеди и на этих заповедях зиждутся, и к ним подвешены (от κρεμάννυμι – вешать, висеть, зависеть) весь закон и пророки». «На сих двоих заповедях закон и пророцы висят», – в переводе на славянский язык говорит нам Священное Писание (Мф. 22. 37-39, 40; Лк. 10, 27 ).
Закон и пророки – это почти все то, что мы сегодня называем Ветхим Заветом: прежде всего, это Пятикнижие Моисеево – Священное Писание для еврейского народа, книги, из которых иудеи узнавали и о своей истории, и о вере в Бога. По этим книгам детей учили грамоте, их читали дома, а те, кто не умели читать, приходили в синагоги, чтобы там послушать это чтение.
Еврейский народ изучал свою историю по Священному Писанию. Для иудеев их история была неотделима от Священного Писания: в нем они видели не только исторические события – победы и поражения тех или иных царей, смену политических режимов, и так далее – но, прежде всего, волю Божию. И самые сильные впечатления, полученные от Священного Писания, были связаны с чудесами Божиими, оставившими след в истории. В честь этих чудес были установлены главные религиозные праздники еврейского народа. И, конечно, Пятикнижие Моисеево, и книги, в которых повествуется о деяниях пророков, а также книги, содержащие пророчества, с величайшим благоговением читались и слушались народом израильским.
Что же произошло потом? Почему Тот, о Ком предсказывал и Моисей, и другие пророки, Кто должен был прийти из рода Давидова, Тот, Кого все ждали, в итоге не был принят в Своем отечестве? Почему не все в Нем узнали своего Спасителя, обещанного пророками? Здесь перед нами раскрывается тайна взаимоотношений между Богом и Его народом. Об этой тайне мы читаем сначала на страницах Ветхого Завета, а затем уже и на страницах Евангелия.
Господь благоволил к еврейскому народу, и целью ветхозаветных пророчеств было подготовить евреев, а через них и все человечество, к пришествию Спасителя мира. Господь через Своих посланников и избранников – Моисея, пророков, учителей, наставлял еврейский народ в истинной вере, но люди вновь и вновь отвергали посланников Божиих и обращались от веры в Единого Бога к идолослужению или к служению своим собственным похотям. И когда пришел Спаситель, большинство евреев отвергли Его, не узнав в Нем обещанного им Мессию.
Были, конечно, и уверовавшие, которые последовали за Иисусом. Именно они после воскресения Спасителя составили Церковь Христову. Но только первое поколение христиан были представителями израильского народа, а уже все последующие поколения принадлежали к другим народам, ибо насколько нечутким оказался израильский народ к евангельской вести, минимально откликнувшись на нее, настолько же благодарными и отзывчивыми к этой вести оказались представители других народов. И, через веру в Себя, Господь восстанавливает их и составляет из них Свой Новый Израиль, Свою многомиллионную, а теперь уже и превышающую миллиарды, армию последователей.
Сегодня уже никто не говорит, что для того, чтобы быть христианином, нужно принадлежать к определенному народу или родиться в том или ином городе. Людей спасает вера в Господа Иисуса Христа. И когда законник спросил Учителя: «Что в законе самое главное?», ответ Его был самый лучший, ибо оказалось, что в законе главное не численное деление заповедей, к которому привыкли фарисеи, а любовь к Богу и ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим» — это первая и главная заповедь; вторая же, подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя» (см. Мф. 22, 37-39). От этих двух заповедей зависят все остальные заповеди закона Моисеева. На заповеди любви зиждется вся человеческая праведность.
Мы призваны, прежде всего, любить Господа: не отвлеченно или интеллектуально, не просто верить в Бога, как некоторые люди, которые зачастую говорят: «Да, я верю, что где-то там, на небесах, что-то есть»; мы призваны любить Его всем своим сердцем, всей душою и всем помышлением, то есть всем нашим человеческим естеством; любить так, что все, что бы мы ни делали, проистекало из этой любви.
В христианской заповеди любви любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве. Господь милостив к нам, Он не призывает нас любить ближнего больше себя самих – так, как Он возлюбил всех Своих ближних. Господь говорит: «Возлюби ближнего как самого себя»(см. Мф. 22, 39). Все то, что мы желаем себе, мы должны желать нашим ближним, все, что мы хотели бы получить в этой жизни, мы должны по возможности давать нашим ближним. И ту любовь, которую мы получаем от других людей, Господь призывает дарить нашим ближним.
Кто же наш ближний? На этот вопрос Господь ответил в Своей притче о милосердном самарянине (см. Лк. 10, 25-37), где показал, что ближний – это не только сосед или единоверец, или наш партнер по бизнесу, или коллега по работе, или человек, который делает нам добро. Ближний – это, прежде всего, тот, кто нуждается в нашей помощи. Это может быть даже совершенно незнакомый человек, встретившийся нам на жизненном пути так же, как и на пути милосердного самарянина оказался человек, пострадавший от рук разбойников.
Фарисеи и книжники всю праведность воспринимали как совокупность правил, которые надлежит исполнять. Фарисеи ввели множество предписаний, основанных на предании и всячески ограничивавших личную свободу. Преимущественно эти предписания носили обрядовый характер: к каким вещам можно прикасаться, а к каким нет, какую пищу нельзя есть, с какими людьми нельзя общаться, и так далее. Постоянно утверждая, что предания выше писания, а обряды важнее заповедей, фарисеи считали, что если все эти предписания тщательно исполнять, то человек будет праведным, достойным лона Авраамова. Строго соблюдая предание старцев, книжники приравнивали его к закону Моисееву.
Господь Иисус Христос, обращаясь к народу, говорил, что вся эта праведность, основанная на скрупулёзном следовании правилам, ни к чему не ведет: «Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не увидите Царствие Божие» (см. Мф. 5, 20). Какую же праведность Господь ждет от каждого человека? Ту, которая проистекает из заповедей любви к Богу и ближнему.
Будем же учиться у Господа собственной жизнью оправдывать, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей. А если нам не хватает человеческих сил, то будем просить Бога, чтобы Он даровал нам такую любовь. Господь не возлагает на людей ничего сверх меры. Человек может исполнить Его заповеди, но с условием, если будет призывать Бога в свои помощники. И тогда Сам Бог будет содействовать ему на его пути в Царство Небесное. Аминь».
По окончании проповеди владыка Иларион обратился со словами поздравления к народному артисту Российской Федерации А.Л. Рыбникову, которому в этом году исполнилось 70 лет. Митрополит Иларион огласил грамоту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к трудам, направленным на утверждение духовных ценностей в отечественной культуре и в связи с 70-летием со дня рождения удостоившего Рыбникова А. Л. ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского (III степени).
Служба коммуникации ОВЦС