Print This Post

7 июня 2015 года, в Неделю 1-ую  по Пятидесятнице, Всех святых, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил  Божественную литургию на московском Подворье Александрийской Православной Церкви – храме Всех святых на Кулишках. Ему  сослужили представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель московского Подворья Александрийской Православной Церкви митрополит Киринский Афанасий, клирики храма. Диаконский чин возглавил помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протодиакон Владимир Назаркин.

Богослужение совершалось на греческом и церковнославянском языках.

По окончании Литургии к председателю ОВЦС обратился митрополит  Киринский Афанасий. Приветствуя митрополита Волоколамского Илариона на Подворье Александрийского Патриархата в Москве, он сказал, в частности:

«В этот великий день, когда празднуется память Всех святых, которые являют собой сбор избранных плодов Церкви, в Вашем почтенном лице мы принимаем всю Русскую Церковь, Святейшего Патриарха Кирилла и возглавляемый им святой священный собор иерархии, а также весь благочестивый и боголюбивый русский народ. Тот  факт, что Вы приняли наше приглашение, а также наше совместное совершение великого Таинства Божественного Благодарения не просто свидетельствуют о наилучших отношениях, связывающих Александрийский и Московский Патриархаты, но, главным образом, соделывают явным общение  и неразрывное единство Святых Божиих Церквей, составляющие Единую Святую Соборную и Апостольскую  Церковь.

Все мы являемся драгоценными частями Всесвятого тела Христова, его клетками, мы сокровны и сотелесны Ему и избраны для свершения одного дела – служения спасению всего мира. Церковь едина и неделима, раздробляема, но неразделима, и видимое деление ее на Поместные Церкви  есть внешняя форма, существующая лишь для того, чтобы облегчить административное управление, чтобы явственнее совершалось великое таинство Откровения Божия в мире».

В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит!
Дорогие братья и сестры!

Прежде всего хотел бы передать Вам и Вашей пастве благословение и молитвенные благопожелания  от Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

День Всех святых  – это праздник, когда мы вспоминаем тысячи, десятки и сотни тысяч людей, которые вслед за Христом пошли путем святости. Они были просвещены благодатью Всесвятого Духа и стали равноапостольными, святителями, преподобными, мучениками, исповедниками, воссияв в разных ликах святости.

Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю к Своему богоизбранному народу, у того уже были определенные представления о святости и благочестии: святость мыслилась, прежде всего, как отделенность человека от всего, что может его осквернить. У фарисеев, книжников и законников существовали целые списки предписаний, к чему нельзя прикасаться, что нельзя есть или пить, чтобы не оскверниться и не потерять чистоту. И когда Господь наш Иисус Христос вместе со Своими учениками, с точки зрения фарисеев, недостаточно строго исполнял эти предписания, фарисеи укоряли Его за это. А Господь им отвечал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст, оскверняет его» (см. Мф. 15. 11) . А еще Господь говорил им: «Вы наблюдаете за омовением чаш, а не смотрите за тем, что происходит в Вашей душе. Вы подобны гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны всякой мерзости и нечистоты» (см. Мф. 23. 23–27).

Господь Иисус Христос  выступил против понимания святости как отделенности человека от общества, невозможности к чему-то прикасаться, как необходимости соблюдения целого свода предписаний и законоположений. Господь сказал людям очень простые вещи: «Царство Божие внутри вас» (см. Лк. 17. 20–25), и духовная борьба за святость, за совершенство духовное происходит внутри человека. Святость совершенно не зависит от того, что человек ест и пьет, к чему он прикасается или не прикасается, с кем общается и с кем не общается. Человек святой не может оскверниться от общения с грешником, человек чистый не может оскверниться, если прикоснется к чему-то нечистому, потому что понятие святости и чистоты относится к самому человеку.

Именно это Господь пытался втолковать фарисеям и книжникам, но они отказывались понимать. Для них чистота и святость заключалась только в том, чтобы к чему-то не прикоснуться или что-то не съесть. Они считали, что если соблюдают эти предписания, то они святы, они отделены от общества грешников. Вспомним фарисея, который пришел в храм, увидел мытаря и возблагодарил Бога за то, что он не такой, как прочие люди или как этот мытарь (см. Лк. 18. 10–14).

Господь Иисус Христос  открыл иной путь для своих последователей – путь исповедничества, мученичества и внутреннего очищения. Этим путем вслед за Господом прошли десятки и сотни тысяч людей во многих поколениях. Уже первое поколение христиан дало сонм мучеников. Во втором, третьем, четвертом  поколениях в течение первых трех веков существования Церкви  число мучеников росло и росло. Когда для Церкви наступили благоприятные времена, появились новые добровольные мученики, которые отказывались от земных благ, уходили из городов в пустыни, превращая пустыни в города. Так возникло монашеское движение, которое процвело в древней Александрийской Церкви, в египетских пустынях, и мы по сей день почитаем великих иноков древнего христианского Египта: Антония Великого, Макария Великого и многих других, чьи писания мы читаем с благоговением, чьи молитвы охраняют нас на жизненном пути.

Жизнь Церкви продолжалась. Церковь вновь стала гонимой, когда пришли иноплеменники и стали завоёвывать христианские земли. И вновь понадобился подвиг мучеников и исповедников для того, чтобы засвидетельствовать веру во Христа и путь святости, по которому  Господь заповедовал идти Своим ученикам. Так продолжалось вплоть до самого последнего времени, продолжается и в наши дни.

И сейчас во многих местах Церковь переживает гонения, например, на Ближнем Востоке, где зародилось христианство, в Северной Африке, где христиане сегодня являются гонимым меньшинством. Ежедневно за Божественной литургией мы молимся о том, чтобы Господь даровал Церкви мирные времена. Мы молимся за все Поместные Православные Церкви и сугубо –  за древние Патриархаты, такие как Александрийский Патриархат, основанный святым апостолом Марком: мы просим Господа, чтобы Он сохранил и умножил христианскую веру в тех странах, где она сейчас подвергается гонениям и притеснениям.

Как Вы сказали, Ваше Высокопреосвященство, Церковь Христова по всему миру едина – мы разделены на Поместные Церкви только для удобства управления ими, но составляем единое тело Христово. И поэтому если страждет один член, как говорит апостол Павел, то страждут с ним и другие члены (см. 1 Кор. 12. 21). Страдания наших братьев и сестер на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в других регионах мира, где они подвергаются гонениям, испытаниям, истязаниям и поруганиям, ранят сердце и заставляют нас с трепетом молиться Господу о том, чтобы гонения эти прекратились и на всей земле, для всей Церкви воцарился мир.

Сердечно приветствую Вас, Ваше Высокопреосвященство, рад возможности сегодня совершить с Вами Божественную литургию, услышать древние византийские напевы, вместе с Вами вознести молитву Господу и помянуть Блаженнейшего Папу и Патриарха Феодора, которого мы знаем и любим. В свое время он проходил служение в Одессе в качестве представителя Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси. Он прошел большой и трудный жизненный путь, основал множество церковных общин  в разных странах Африки. Мы молимся о нем как о подвижнике, как о человеке, который несет апостольские труды. Я сегодня с радостью возложил на себя святую панагию, которую мне подарил Блаженнейший Патриарх Феодор в один из своих приездов в Москву. Радуюсь тому, что  духовные связи между нашими Церквами, имеющие более чем тысячелетнюю историю, сегодня развиваются и укрепляются благодаря, в том числе, и Вашим трудам.

Желаю Вам, Ваше Высокопреосвященство, доброго здоровья, благодатной помощи Божией в служении, которое Вы несете по благословению Предстоятеля и Священного Синода Александрийской Церкви. Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю помощи Божией, мира, радости духовной. Пусть Господь хранит всех нас на многая и благая лета».

Служба коммуникации ОВЦС