Митрополит Иларион: В пасхальном приветствии «Христос Воскресе!» выражается главная радость и надежда всей нашей жизни
19 апреля 2015 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.
После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с словом проповеди:
«Христос Воскресе!
Праздник Святой Пасхи продолжается в течение сорока дней. Но особенной является первая пасхальная седмица, когда в течение всей недели в храме открыты Царские врата, когда практически ничего в храме не читается, а все поется, когда хор поет особыми пасхальными напевами.
В эти дни в храме за Божественной литургией мы слышим чтение из Евангелия от Иоанна. Это Евангелие отличается от трех других тем, что оно особым образом раскрывает нам Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Ведь мы знаем, что далеко не сразу не только люди, которые слышали проповедь Спасителя, не только те, кто видели Его чудеса, но даже Его ближайшие ученики поверили в то, что Он – воплотившийся Бог.
Когда Господь явился ученикам, то одни поклонились Ему, а другие усомнились, ибо не все было так просто, как может сейчас нам показаться. Это мы с вами две тысячи лет спустя после Воскресения Христова знаем, что Христос воскрес, а тогда этого никто не видел, все об этом узнавали только друг от друга: женщины рассказали апостолам, апостолы стали говорить друг другу. Какой-то непонятный путник привиделся двум ученикам на пути, говорил с ними, истолковывал им Писание, а они все никак не могли понять, что это Он, воскресший Иисус, и узнали Его только в преломлении хлеба.
Евангелие от Иоанна с самого начала и до самого конца особым образом говорит нам о Божестве Господа Иисуса Христа. Начало этого Евангелия мы слышали на Пасхальной утрене: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1.1). Ни один из других евангелистов не начал свое Евангелие с торжественного утверждения, что Тот, о Ком они будут писать, не просто великий пророк, не просто Сын Божий, но Сам Бог. А Евангелие от Иоанна начинается именно с этого, и потом через чудеса, которые там описываются, через другие эпизоды из жизни Спасителя оно раскрывает истину о Божестве Господа Иисуса Христа.
Евангелие от Иоанна увенчивается рассказом, как один из апостолов, который в силу обстоятельств отсутствовал, когда Господь явился другим ученикам, проявил неверие, усомнившись в Воскресении Господа. Когда ему ученики сказали, что видели Господа, он им ответил: «Не верю. Пока не смогу в этом убедиться своими глазами, пока не увижу, что это именно Он, что на теле Его остались раны – на руках и на боку – до тех пор не поверю» (см. Ин. 20. 24-25). Почему же он так говорил? Не потому ли, что и другие ученики уже видели Господа, но и они не сразу поняли, что это Он? А может быть, это призрак явился, подумали они, как тогда на море, во время бури, когда ночью Господь пришел к ним по воде? (см. Мф. 14. 24-26). Ученики смутились, так как посчитали, что видят духа, призрака, ведь их вера была еще некрепка, она только утверждалась.
Апостол Фома, когда вернулся и услышал от других о приходе Христа, усомнился. И Господь является снова для того, чтобы уверить единственного оставшегося ученика, который еще не видел воскресшего Господа. И Он обращается к нему: «Подойди, прикоснись к моим ранам, убедись в том, что это Я. Я не призрак, Я действительно воскрес» (см. Ин. 20. 26-27). И в этот момент апостол Фома окончательно уверившись в Воскресении Господа, произносит слова, которые отражают все содержание четвертого Евангелия: «Господь мой и Бог мой!» (см. Ин. 20. 28), исповедовав Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем.
Что еще надо было ему сказать Господу? Больше ничего. Если человек исповедал в Иисусе Христе Бога, это значит, что он поверил во все, что Иисус говорил. Потому что когда Господь Иисус Христос говорил о Своем равенстве с Отцом: «Я и Отец – одно» (Ин. 10.30), то в это трудно было поверить, особенно фарисеям, книжникам, первосвященникам и старейшинам народа израильского. Все они твердо знали из закона Моисеева, что Бог один и не могли представить, что у Бога есть Сын. Тем более такой, Который придет на землю, станет человеком, пострадает и воскреснет.
Но Христос воскрес и явился ученикам. И то, о чем Он им говорил и что предсказывал, наконец, сбылось, стало явью. Он действительно воскрес, и они смогли убедиться в этом своими глазами. И то исповедание, которое произнес Фома — он произнес от лица всей апостольской общины. Так же как однажды Господь спрашивал учеников: «За кого принимают Меня люди?» и они добросовестно пересказывали: «одни – за Илию, другие – за Иоанна Крестителя, третьи – за Иеремию или кого-то из пророков», — апостол Петр сказал, отвечая на вопрос Учителя: «А вы за кого принимаете Меня?» – «Ты Христос, Сын Бога Живого» (см. Мф. 16.13-16).
Так же и Фома, уверившись в Воскресении Господа, сказал: «Господь мой и Бог мой». И его слова стали самым кратким, емким и лаконичным исповеданием веры, которое когда-либо было произнесено человеком. На этом исповедании веры строится вся жизнь Церкви. На этом исповедании Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем строится все наше понимание жизни, мира, Церкви, священных Таинств, и, конечно, Таинства Святого Причащения, которое объединяет нас, делая единым телом. Именно в этом Таинстве мы приобщаемся не просто к хлебу и вину, не просто к Телу и Крови Иисуса Христа как Сына Божьего, а приобщаемся к Телу и Крови Самого Бога, Который воплотился и стал человеком. И через это Причащение мы открываем Господа Иисуса Христа как нашего Бога и Спасителя. Мы не просто прикасаемся к Его ранам, не просто убеждаемся в том, что Он воскрес, а принимаем Его внутрь себя, и эта сила воскресения, эта убежденность в том, что Он воскрес, начинает в нас действовать.
Вот почему мы с такой радостью многократно в течение пасхальной седмицы на слова: «Христос Воскресе!» отвечаем: «Воистину Воскресе!» Это еще одно исповедание веры нашей Церкви, которое, может быть, сильнее многих учебников по догматическому богословию и даже самого Символа веры. В пасхальном приветствии «Христос Воскресе!» выражается главная радость и надежда всей нашей жизни.
Рассказывают, что в начале 20-х годов, когда в нашей стране наступило лютое безвременье и пришли к власти безбожники, атеисты, гонители Бога и Церкви, тогда на первых порах еще устраивались публичные диспуты между верующими и неверующими. И был такой товарищ Луначарский, нарком просвещения, который решил вступить в диспут с православным священнослужителем. Дело происходило в пасхальную неделю. И вот они спорили об одном, о другом, о третьем. Кто-то принимал одну сторону, кто-то – другую, но когда встреча подошла к концу и пришла пора прощаться, то товарищ Луначарский попрощался по-своему, а священнослужитель всем сказал: «Христов Воскресе!» И вся толпа, которая присутствовала там, ответила: «Воистину Воскресе!» И это было сильнее, чем любые логические аргументы, которые приводил тот или иной собеседник. Потому что это та сила, которую ничем невозможно сдержать, ибо это сила — Божественная.
В одной из притч Господь Иисус Христос сказал: «Если зерно, упавши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет великий плод» (см. Ин. 12.24). Этим Божественным зерном и стал Господь наш Иисус Христос. Он умер для того, чтобы принести этот великий плод. А в ком Он приносит этот плод? В нас с вами. В тысячах и миллионах таких же, как мы, которые полюбили Его и поверили в Него, которые из поколения в поколение приходят и свидетельствуют, что Христос Воскрес.
В эти пасхальные дни будем радоваться о Воскресении Христовом. Будем благодарить Бога за Его чудотворную и Божественную силу, которая проявляется в этом мире, несмотря на любые препятствия, несмотря на то, что здесь, в этом мире, пшеница растет вместе с плевелами, и параллельно с действием Божиим свои действия осуществляет дьявол. Но дьявол бессилен против силы Воскресения Христова, против той победы, победившей мир, против нашей веры, которая основана на убежденности в том, что Христос воистину Воскрес.
Христос Воскресе!»
Служба коммуникации ОВЦС