Митрополит Иларион: В лице Пресвятой Богородицы человечество принесло совершенный плод святости
7 апреля 2015 года, во вторник Страстной седмицы, на который пришелся праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
Накануне вечером владыка Иларион совершил в этом храме Всенощное бдение.
За Литургией митрополиту Илариону сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики прихода.
После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма священник Евгений Тремаскин.
В архипастырском слове по окончании Литургии митрополит Иларион сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который совершается ровно за девять месяцев до Рождества Христова, всегда выпадает на какой-то особый период: на один из дней либо Великого поста, либо Страстной седмицы, или же на Пасху либо первые дни Светлой седмицы. И всякий раз это совпадение дает нам возможность поразмыслить как о самом начале пути домостроительства Божия, которое связано с пришествием в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, так и о самом конце этого пути – крестных страданиях Господа, о Его смерти и воскресении.
В этом году Благовещение выпало на Великий вторник, в который мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа Спасителя, те наставления и притчи, которые Он преподал Своим ученикам и собравшимся вокруг Него иудеям.
Одна из притч, которую мы сегодня слышали и которой посвящены песнопения этого дня, − притча о десяти девах. Были девы мудрые и девы неразумные. Мудрые заблаговременно налили в свои светильники масло, а неразумные девы не подумали об этом. И когда среди ночи пришел жених, одни оказались готовыми к его встрече, а другие нет. Эта притча отсылает нас к событию, которое будет завершением всего пути домостроительства спасения – к событию Страшного суда. И Господь в последние дни Своей земной жизни много говорил о том, что придет еще раз, но не так, как прежде, в смиренном облике человека, − Он придет судить все племена земные для того, чтобы каждый человек после своей смерти предстал перед Ним на суд и дал ответ за все свои дела.
Притча о десяти девах напоминает нам, что есть люди, которые всей своей жизнью, как и образом мысли, заботятся о том, чтобы их светильники всегда были заправлены маслом и чтобы в нужный момент они возгорелись огнем. А есть люди, которые существуют беспечно, нерадиво, не помнят, что в жизни есть высшее духовное измерение, а живут только земными ценностями. Они не думают о том, что светильник нужно наполнять елеем, дабы огонь веры горел в их сердцах. И очень часто этот огонь еле теплится, потому что елея не хватает, а иногда и совсем потухает, когда масло в их светильниках оскудевает.
И так живут многие люди, в том числе и те, которые считают себя как будто бы верующими, православными, но редко участвуют или вообще никогда не участвуют в церковных Таинствах, не знают церковного богослужения, не читают и не знают Евангелия; Церковь для них не является домом. Для них христианство является, может быть, частью их культурной идентичности, возможно, такие люди считают себя христианами, потому что их родители или дедушки и бабушки были таковыми, но для них христианская вера не является главным содержанием бытия, потому что строят они свою жизнь вокруг каких-то других идеалов и ценностей.
И Господь напоминает нам в последние дни перед преданием на смерть о том, что мы должны всегда помнить о Боге и знать, что за каждое наше дело и слово, за каждую мысль мы дадим ответ на Страшном Суде Божием. Не надо думать, что кто-то сидит на небесах и записывает или подсчитывает наши грехи, куда-то заносит сведения о всех наших греховных мыслях и чувствах. Все это находится в нас самих, все это зафиксировано в нашей памяти. Когда мы предстанем на суд Божий, собственная память каждого из нас и станет той раскрытой книгой, по которой Господь будет судить нашу жизнь, наши дела, наши мысли и наши чувства. Вот тогда-то и наступит для одних людей момент, когда они с радостью встретят Того, Кого всю жизнь ждали, Кому всю жизнь служили, Кого всю жизнь любили. Для других же это будет момент неожиданного и неприятного сюрприза, когда они вдруг поймут: Тот, против Кого они боролись, или Кого просто не замечали, теперь, оказывается, будет судить их за всю прожитую жизнь и определять их дальнейшую судьбу в вечности.
Пресвятая Дева Владычица наша Богородица была одной из тех мудрых дев, которые постоянно держали светильники свои заправленными маслом, и всегда их светильники были горящими. В истории израильского народа были и другие благочестивые жены, среди них − Анна, дочь Фануилова, которая вместе с Симеоном встретила родившегося Богомладенца в Иерусалимском храме. Мы знаем о великом множестве мужей и жен в истории человечества как до пришествия Господа в мир, так и после − тех, что держали свои светильники заправленными, всегда ощущали присутствие Божие и своей жизнью, своими мыслями и чувствами служили Господу. Господь приводит нам в пример таких людей. Но Пресвятая Богородица стоит среди них совершенно особо, потому что Она была Божией избранницей: Господь призрел на Ее смирение, на Ее сердце. Господь увидел, что в лице Пресвятой Девы Марии человечество принесло Ему совершенный плод святости, который необходим для того, чтобы состоялось соединение между Богом и человеком через вочеловечение Бога Слова.
Мы не знаем, почему Господь Иисус Христос пришел именно в то время, почему это произошло две тысячи лет назад, а не три тысячи, тысячу или тысячу пятьсот лет назад. Но, может быть, потому, что Господь терпеливо ждал, пока человечество принесет этот Божественный плод: не просто Божественная воля совершится и Он воплотится, но и человечество достигнет в своем развитии такой ступени, когда появится избранница Божия – Та, Которая сможет стать вместилищем Невместимого.
Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы во вторник Страстной седмицы, будем вспоминать о той сверхъестественной и сверхчеловеческой святости, которой обладала Пресвятая Дева Владычица Богородица. Будем вспоминать о том крестном пути, которым прошел Ее Возлюбленный Сын и Сын Божий Господь наш Иисус Христос, и пути, которым Богородица прошла вместе с Ним. Вместе с Господом и Матерью Божией будем идти по этому крестному пути вплоть до Голгофы и вплоть до пустого гроба, когда мы вместе с Ней, вместе с женами-мироносицами и вместе с апостолами не только «страдание уразумеем вольное», но и узрим Воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС