Print This Post

22 февраля 2015 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн произнес ответное слово.

 

Ваше Святейшество, дорогой наш собрат, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл!

Я обращаюсь к Вам с огромной благодарностью, ибо милость Божия позволила мне быть сегодня среди вас, в Русской Церкви. Я счастлив быть вновь у жертвенника Храма Христа Спасителя – церкви, которая собрала нас вместе в прошлом году, и которая сегодня, накануне Святой Четыредесятницы, вновь собирает нас, дабы через веру мы свидетельствовали о том духовном единении, что объединяет Москву и Антиохию. Мы – виноград Бога нашего, насажденный на месте благом, на котором совершилось дело нашего спасения, и единая любовь объединяет всех нас на груди Господа.

Ваше Святейшество, Вы только что свидетельствовали здесь о плодах Духа, и мне бы хотелось от имени всех наших братьев Антиохийской Церкви обратиться к новохиротонисанному епископу и новорукоположенному иерею и пожелать им достойно нести служение, увенчанное благодатью Божией.

Святая Церковь установила нам время Поста как подготовительный период к православной Пасхе, которая в житейском море является нашим парусом победы на пути к берегу Царства Божьего. Царство Небесное, его красота, начинается в молящемся сердце человека, скромнейшего, как мытарь, с изгнания из его глубин гордости фарисея.

На пути к Царству Небесному всегда слышен вопль блудного сына: «Согрешил бо Господи на Небо и пред Тобою». Этот вопль сбрасывает с нас покрывало лености, отчаяния, облекая в одежды покаяния, делая готовыми встать перед Всемилостивым Судьей и сквозь толщу наших грехов слышать такой прекрасный милостивый голос: «Приидите, благословенные Отца Моего наследники, Царство уготовано вам» (см. Мф.25,34).

Берег Царства Небесного опирается на сегодняшнюю Литургию в Прощеное воскресенье, являя вечное бессмертие, утраченное заблудшим Адамом, который был освобожден из ада ранами Христа. Путешествие к Царству Небесному немыслимо без молитвы Ефрема Сирина, в которой мы, сознавая себя находящимися во мраке греха, просим Всевышнего избавить нас от уныния и празднословия, дабы через покаяние выйти к свету Христову и стяжать дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Берег Царства – закон для православия, отображаемый на иконах вечной славой святых, которую уготовал Бог для праведников. Изображение этой святости – окно из мира, наполненного житейскими волнениями и земными слабостями.

Берег Царства ориентирован всегда на благодать Божию, о которой говорит Григорий Палама, что она вселяется, усвояется в мыслях и телах людей, щедро даруя им свет Всевышнего. Свет, приближающий нас к Кресту Господню, на который мы уповаем как на силу, отгоняет от нас ужас Голгофы, избавляет от всех наших скорбей.

Берег Царства – это венец наших добродетелей, которые приближают наши сердца к Богу – источнику добра, нравственности и блага. Берег Царства нуждается в духовном подвиге монашеской души, но принадлежит не только монахам, а всем, кто, подобно Пречистой Деве, восклицает: «Се, раба Господня» (см. Лк. 1, 38). Их души стремятся вослед Той, Чья душа, сбросив с себя пелену плоти, смогла войти в лоно святых.

Берег Царства не сотрясается перед темнотой Голгофы и не боится ее, сокрушая Крестом, что разрушил проклятье и стал славой и символом нашего спасения. Свет Воскресения освящает всех сущих, тающих в любви к Господу, воспевающих с Его ангелами: «Христос Воскресе, и Собой воскресил всех нас».

Ваше Святейшество! Мы молимся за Вас и за ваш благородный народ. Мы выражаем благодарность представителям государственной власти России за усилия по продвижению мирного диалога в Сирии, за их роль в стабилизации положения в Ливане и на Ближнем Востоке. Мы очень надеемся на помощь Российского государства и Русской Православной Церкви в освобождении наших братьев — митрополита Павла (Язиджи) и митрополита Сирийской Ортодоксальной Церкви мар Григория Иоанна Ибрагима, захваченных два года назад.

Мы благодарим Россию, народ, Церковь и государство за поддержку народа Антиохийской Церкви, за простертую руку гуманитарной помощи. Мы просим вас молиться за Антиохийскую Церковь, за ее благородный народ, за каждого захваченного, эмигрировавшего и страдавшего от того, что происходит на нашем многострадальном Востоке. Мы молимся, чтобы Господь ниспослал милость России, сохранил Сирию, Ливан и весь Восток, молимся за Украину, чтобы Господь был милостив к нам всем и даровал мир всему миру, осветил его светом Своего Святого образа. Да будет Господь благословен во веки! Аминь.