Print This Post

18 января 2015 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), клирики храма.

После сугубой ектении митрополит  Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма священник Евгений Тремаскин.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим cо словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Богослужения праздников Рождества Христова и Богоявления всегда совершаются по особому чину. Этим праздникам предшествует Навечерие или Сочельник – день накануне важных праздников, когда люди особым образом готовятся к ним, соблюдая строгий пост, очищая свою душу от грехов, а разум от темных мыслей. Обычно в Сочельник совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого, затем, вечером, всенощное бдение, а в самый день праздника – Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Но если Сочельник выпадает на воскресный день, как произошло сегодня, тогда программа богослужений меняется: в Сочельник совершается Литургия Иоанна Златоуста, вечерня следует за Литургией, а Литургия Василия Великого совершается в самый день праздника.

Поэтому сейчас, по окончании Божественной литургии, мы совершим торжественный чин вечерни Богоявления, которая посвящена, прежде всего, ветхозаветной предыстории этого праздника. На этой вечерне прочитываются 13 ветхозаветных паремий, – чтений из различных книг Библии, о том, как Господь использовал воду, чтобы совершать разные чудеса. Эта цепь ветхозаветных чтений начинается  с книги Бытия, где говорится, как Бог сотворил небо и землю, как Дух Божий носился над водою, и как потом Господь отделил воды от суши (см. Быт. 1, 1-7). Затем следуют еще 12 чтений из различных книг Библии, где рассказывается о чудотворном действии воды.

После вечерни мы сразу же совершим чин великого освящения воды. В праздник  Богоявления он совершается дважды: в Сочельник и в самый день праздника. Вода, освященная по этому чину, благодаря нашей молитве, становится Великой Агиасмой, ибо Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, кто с верою причащается этой великой святыни. Крещенская вода – чудо благодати Божией, дарованное каждому, ведь она обладает особыми, в том числе и физическими свойствами. Мы храним ее в течение всего года, и она не портится, не гниет, ибо Дух Божий по нашей молитве сходит на воду, освящая ее. Мы с благоговением причащаемся от нее, как говорится в богослужебных книгах, то есть пьем ее. Также мы используем ее для окропления своих жилищ.

На Великой вечерне праздника Богоявления мы услышим ветхозаветные чтения, которые напомнят нам о таинственных действиях Духа Божия в течение всей ветхозаветной истории. Затем мы вместе едиными усты, единым сердцем вознесем молитву, чтобы Господь сошел на водное естество, чтобы послал Святого Духа, дабы эта обычная вода стала великой святыней, подающей нам духовное и телесное здравие. Аминь».

Затем митрополит Иларион совершил Великую вечерню с чтением 13 паремий и чин великого освящения воды.

Служба коммуникации ОВЦС