Митрополит Иларион: Придя в этот мир, Христос всегда остается с нами
В ночь на 7 января 2015 года, в праздник Рождества Христова, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке, праздничную Божественную литургию.
Великое повечерие и утреня были совершены вечером 6 января.
За ночным богослужением молились многочисленные прихожане. Пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
Архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.
За Божественной литургией после сугубой ектении митрополит Волоколамский Иларион вознес молитву о мире на Украине.
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил клирик храма игумен Филарет (Тамбовский).
По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к молившимся в храме с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с праздником Рождества Христова!
На иконе Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в центре мы видим Пресвятую Богородицу, Младенца, родившегося от Нее, а еще − волхвов, которые поклоняются, пастухов, пришедших прославить Богомладенца, мы также видим женщин, которые омывают Младенца после того, как Он родился. Все совершается на этой иконе в одно и то же время, хотя, как мы знаем, исторически изображенные события происходили в разное время – одно за другим.
Этот образ говорит нам о том, как Бог действует в человеческой истории. История развёртывается, как свиток, постепенно и неспешно. Проходят годы, века, меняются поколения, люди живут настоящим и забывают то, что было в прошлом. А для следующих поколений наше сегодняшнее настоящее уже является прошлым, и мы сами не замечаем, как становимся частью истории. Так происходит со всяким поколением и со всяким человеком.
Для того, чтобы всему происходящему придать смысл, более того, стать его частью, Бог стал человеком. Он пришел для того, чтобы стать частью нашей человеческой истории − той истории, которая началась с Него, когда Бог создал этот мир, населил его людьми, когда по Его благоволению началась жизнь, которая перетекала из поколение в поколение.
Бог захотел Сам стать частью этой жизни, а не просто смотреть со стороны или сверху на то, как мы живем и умираем, как люди приходят и уходят. Он Сам захотел прийти и уйти − прийти в этот мир и уйти из этого мира. Вернее, Он захотел прийти, уйти же Он не желал − Его заставили, но, несмотря на это, Он не ушел. Он остался с нами, потому что смерть, которую Христос претерпел, была временной. Эта смерть для Него закончилась воскресением. Победив нашу смерть, Господь открыл для всех нас путь к воскресению.
Придя один раз в этот мир, Он уже никогда его не покидает. Он всегда остается с нами. Поэтому, слыша на рождественских службах удивительную пророческую песнь «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся», мы воспринимаем ее не как некий древний исторический литературный памятник, а как то, что сказано о нас, о нашем поколении, о нашем времени. Потому что Бог − с нами. Он захотел с нами быть не потому, что мы этого достойны, не потому, что мы Его об этом просили, а потому, что Ему было так угодно.
Даже когда люди в той стране, в которую пришел Господь Иисус Христос, не захотели, чтобы Он был с ними, даже когда они сделали все для того, чтобы изгнать Его из своей жизни, Господь все равно остался, и Он пребывает с нами. Он уже никогда не уйдет ни из этого мира, ни из нашей человеческой семьи. Он создал Церковь для того, чтобы всегда на этой земле были люди, которые будут помнить о Его пришествии в этот мир, которые будут знать, что Он в этом мире пребывает, даже если другие не знают или отрицают это.
Поклоняясь лежащему в яслях Богомладенцу подобно волхвам, пришедшим из далекой страны, подобно пастухам, которым ангелы указали на то, что родился для них Спаситель мира, будем просить Господа, чтобы Он даровал мир всем нам и нашему Отечеству, ближайшим к нам странам, Украине, о которой мы молимся за каждой Литургией.
Этот мир возвестили ангелы Божии, когда сказали: «Слава в вышних Богу и на земли мир». Будем просить у Господа мира, чтобы человеческая злоба, ненависть, вражда, или непонимание не приводили к катастрофическим последствиям, но чтобы правда Божия торжествовала, как она восторжествовала в ту Вифлеемскую ночь, которую мы с вами вспомнили сегодня, поклонившись вместе с волхвами и вместе с пастухами родившемуся для нас и для нашего спасения Богомладенцу Христу. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС