Print This Post

6 января 2015 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Обецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Владыке сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнёс иеромонах Иоанн (Копейкин).

По окончании Литургии перед иконой Рождества Христова были пропеты тропарь и кондак праздника.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» (Ис. 9. 6). Эти слова прозвучали сегодня на первой рождественской службе, которая предваряет следующие рождественские богослужения, которые мы будем совершать вечером и ночью.

«Нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог». И в древних пророчествах, и в богослужебных песнопениях говорится о том, что Младенец, Который родился в Вифлееме, родился нам − ради нас. Он родился в нашей человеческой семье − семье, которая рассеяна по всему миру, которую составляют многие миллионы и миллиарды людей. В этой семье произошло чудо: родился не просто обычный младенец, каких много рождается в человеческих семьях, а Младенец совершенно особый – Тот, чье рождение возвестила звезда, чье рождение прославили ангелы, к Кому из далекой страны пришли поклониться волхвы, Кому пришли поклониться пастухи.

Когда Он родился, ангелы на небе воспевали: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» (см. Лк. 2. 14), потому что Сам Бог захотел стать этим Младенцем. Сам Бог захотел стать членом нашей человеческой семьи. Он захотел прийти к нам и жить среди нас. Поэтому Богу Отцу после многих веков, когда человечество ожидало избавления и спасения, было угодно послать в этот мир Своего Единородного Сына для того, чтобы Он родился, вырос так, как рождаются и растут обычные человеческие дети, стал взрослым, а потом вышел на проповедь, сказал нам все, что Бог хочет сказать людям, взял на Себя наши грехи, был осужден, пострадал и умер за них, воскрес для того, чтобы Своей смертью победить нашу человеческую смерть и открыть путь к воскресению для каждого из нас.

Его ожидали люди с самого начала, с того самого момента, когда первая человеческая пара − Адам и Ева − согрешили и были изгнаны из рая. Уже тогда они получили обетование о том, что семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3. 15). С этого момента началась история человечества, которая описана на страницах Ветхого Завета. Мы сегодня прочитали некоторые библейские рассказы, чтобы вспомнить, как долго ждали люди этого события, сколь многое ему предшествовало в жизни богоизбранного народа израильского.

И вот, наконец, оно наступило. Но мало кто заметил его, потому что это событие не было обставлено так, как бывает обставлено рождение царского ребенка, когда его ждут, когда о нем молятся, когда о его рождении торжественно объявляют, когда весь народ радуется, что у царя родился наследник. Нет, здесь было совсем по-другому. Как говорит евангелист Лука, чье повествование о рождении Спасителя мы сегодня слышали, Пресвятая Дева Мария вместе с Иосифом, который был Ее мужем, пришли в Вифлеем, потому что шла перепись и они должны были оставить свои имена в какой-то книге. В это время Она уже должна была родить, а места в гостинице не имелось, потому что городок был переполнен. И не нашлось им места, кроме как среди скота, в хлеву. И там произошло рождение Божественного Младенца − не в пышных чертогах, не в царских палатах, а в хлеву, в простоте, в бедности, нищете и безвестности родился Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы спасти людей и открыть им путь к Богу.

Мы прославляем сегодня это событие, потому что оно изменило жизнь не только израильского народа, но всего мира. Не сразу мир понял и почувствовал, что произошло. Много понадобилось веков, много человеческих страданий и крови для того, чтобы своим подвигом мученики засвидетельствовали истину спасения и истину Воскресения Христова. Но пришло время, когда истина была проповедана по лицу всея земли, когда человечество услышало о том, что родился в Вифлееме младенец, Который пришел для того, чтобы спасти каждого человека. Конечно, до сих пор не все люди об этом знают: кто-то слышал, кто-то читал, а есть целые страны и народы, до сих пор не просвещенные светом веры Христовой. Но есть в этом мире и множество людей, которые, как и мы сегодня, с радостью и трепетом встречают родившегося в Вифлееме Богомладенца, и не потому, что когда-то Он родился и мы вспоминаем ту старую и прекрасную историю, а потому, что все мы являемся членами семьи, в которой произошло это рождение.

Рождество Христово имеет отношение к каждому из нас. Нет человека, для которого не пришел бы Господь в сей мир. Нет такого человека, который остался бы непричастен к этой тайне Божественного милосердия и Божественной любви – тайне, о которой, как мы слышали сегодня из прочитанного начального отрывка Послания к евреям, «многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне» (Евр. 1. 1-2). Опять это слово «нам», опять напоминает апостол, что все это произошло для нас.

История Ветхого Завета была историей ожидания. История последнего времени, о котором напомнил нам сегодня апостол и которое началось в ту Вифлеемскую ночь, а продолжается до сих пор, − это история откровения славы Божией, явленной в человеческой скромности, немощи и бедности, но воссиявшей на всю вселенную. Она просвещает сердце всякого человека. Сегодня мы, путеводимые этой звездой, этим Божественным светом, приходим к яслям Богомладенца для того, чтобы поклониться Ему и принести каждый свои дары, какие у нас есть. Мы можем принести Ему дар нашей любви и нашего сердца. Бог не ждет от нас ни золота, ни серебра, ни смирны, ни каких-либо материальных или иных драгоценностей. Он ждет от нас открытого сердца, чтобы мы ощутили, что Господь пришел к нам, чтобы мы приняли Его как члена нашей семьи и почувствовали то, что чувствовали задолго до рождения Спасителя пророки: с нами Бог!

Мы сегодня услышим эту пророческую песнь: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог» (см. Ис. 8. 9). Вот о чем говорит нам этот праздник. Вот почему с такой радостью, с таким трепетом, с таким сердечным чувством мы его ожидаем и встречаем. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС