Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании российско-китайского круглого стола «Созидательная и миротворческая роль религии в современном обществе. Противодействие экстремизму и терроризму»
Встреча прошла 16 июля 2014 года в Большом зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Уважаемый господин Ван Цзоань!
Уважаемые участники нашего заседания!
Я сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично с пожеланием помощи Божией в наших трудах. Мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить тему «Созидательная и миротворческая роль религии в современном обществе. Противодействие экстремизму и терроризму». Наше мероприятие проходит в рамках визита в Россию по приглашению Русской Православной Церкви делегации Государственного управления КНР по делам религии, которую возглавляет начальник Госуправления господин Ван Цзоань.
У нас активно развиваются отношения с Китаем в религиозной сфере, свидетельством чему стал состоявшийся в прошлом году исторический визит в Китай Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Впервые в истории нога Московского Патриарха вступила на китайскую землю. Также связи со своими единоверцами в Китае развивают российские мусульмане и буддисты.
Сегодня мировое сообщество сталкивается с серьезными угрозами распространения радикализма и экстремизма под националистическими и религиозными лозунгами. Трагические события последних лет в ряде стран мира заставляют нас искать пути преодоления конфликтов. Поэтому особое значение приобретает диалог между народами, религиями и культурами. Необходим правильно выстроенный баланс межцивилизационных отношений. Только мирный и взаимоуважительный диалог может служить гарантом глобальной безопасности мирового сообщества.
Недавние террористические акты в Китае – в Синьцзяне и Куньмине – потрясли мир. Всплеск террористической активности в Китае, как не без основания считают многие, связан с поддержкой экстремистским группам, оказываемой из-за рубежа.
Мы видим, что там, где радикалы обретают влияние, религиозные меньшинства подвергаются не только дискриминации и притеснениям, но и, зачастую, полномасштабным гонениям. Фундаментализм и экстремизм как чума, как эпидемия перекидываются из одной страны в другую. В результате экспорта экстремизма под религиозными лозунгами нарушается веками складывавшийся баланс межрелигиозных отношений, насаждается идеология ненависти к представителям других религиозных взглядов.
Мы, христиане, сталкиваемся с этим на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где развернуты гонения против христиан. В Сирии уже на протяжении нескольких лет идет кровопролитная война, усугубляемая интервенцией международных террористических группировок. Движимые ненавистью экстремисты совершают массовые убийства христиан в Сирии, поджоги церквей изощренные надругательства над христианскими святынями, а также над святынями других религиозных конфессий. Ни в чем не повинные люди, в том числе женщины и дети, изгоняются из своих домов и подвергаются насилию. Число погибших в ходе военного противостояния в Сирии исчисляется сотнями тысяч, а число беженцев – миллионами. От военных действий, от разгула экстремизма страдают не только христиане – страдают все без исключения представители религиозных конфессий. Трагическая ситуация складывается в Ираке, где экстремисты сегодня захватывают власть в одном городе за другим. Десятки тысяч христиан в Ираке покинули Мосул и его окрестности, похищены две монахини и трое детей вместе с ними, а в целом с 2003 года Ирак покинуло более трех четвертей от числа христиан, которые жили в этой стране. Плачевная ситуация наблюдается в Ливии, где и без того малочисленная христианская община сократилась в разы, а оставшиеся подвергаются гонениям. В Египте христиане-копты пережили в 2013 году волну сильнейшей агрессии со стороны радикалов и до сих пор не могут чувствовать себя в безопасности.
Уже невозможно говорить о дискриминации религиозных меньшинств как о каких-то отдельных, локальных инцидентах: налицо устойчивая тенденция в ряде регионов мира. Опасаясь преследований, христиане вынуждены массово уезжать с Ближнего Востока. Масштабы этого исхода поистине катастрофические. Как я уже отмечал, от действий фундаменталистов страдают не только христиане, но и мусульмане и представители других религиозных традиций.
Мы регулярно включаем тематику положения ближневосточных христиан в повестку международных мероприятий и встреч с религиозными и политическими деятелями. Наша Церковь по мере возможностей оказывает ближневосточным христианам моральную и материальную поддержку.
В чем же проблема насилия и террористических актов, которые приписываются верующим людям? Насколько такое поведение совместимо с религиозными убеждениями верующего человека? Я бы предложил поговорить сегодня об этом. Какова роль религиозного сообщества в разрешении подобных ситуаций, в достижении мира и предотвращении проявлений экстремизма и сепаратизма? Христиане и мусульмане, как и представители других религиозных традиций способны к мирному сосуществованию. Это доказывает многовековой опыт совместного проживания представителей обеих религиозных традиций в России, в Китае, в целом ряде других стран, в том числе, конечно, и на Ближнем Востоке, где этот баланс был нарушен, прежде всего, из-за внешнего вмешательства.
Девяностые и 2000-е годы в значительной степени были наполнены конфликтами на постсоветском пространстве. Религиозные деятели в этих конфликтах всегда играли миротворческую роль. Достаточно вспомнить конфликт в Нагорном Карабахе и те усилия, которые предпринимались для его урегулирования ныне покойным Святейшим Патриархом Алексием II и его ближайшим помощником митрополитом Кириллом – нынешним Святейшим Патриархом, Армянскими Патриархами Вазгеном, Гарегином I и Гарегином II и главой Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. Трёхсторонние переговоры, которые регулярно проводились в эти годы, привели к конкретным результатам: обмену пленными и к длительной приостановке военного конфликта. И то, что сейчас в этом регионе, где ряд политических проблем еще остается нерешенным, нет войны, – в значительной степени заслуга религиозных лидеров.
Я полагаю, что российский опыт будет интересен нашим китайским друзьям.