Митрополит Иларион: В современном обществе голос Церкви очень часто становится гласом вопиющего в пустыне
Перед началом IV православно-католического форума «Религия и культурное многообразие: вызовы христианским Церквам в Европе», проходящего в Минске 2–5 июня 2014 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы белорусских журналистов.
– На форуме речь пойдет о вызовах, стоящих перед христианскими Церквами Европы. Какие главные вопросы, проблемы, вызовы Вы бы обозначили?
– Процессы, имеющие место в Западной Европе, нас очень беспокоят, потому что, по сути дела, происходит сознательный отказ многих европейских государств от христианского наследия. Что мы видим, гуляя по улицам самых знаменитых городов Европы? Прежде всего, христианские храмы: Нотр-Дам в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор святого Петра в Риме. Даже внешний облик европейских городов свидетельствует о том, что Европа была христианским континентом. Конечно, в Европе всегда жили и представители других религий, но христианство было доминирующей религией, да и сейчас остается, потому что все-таки большинство европейцев в той или иной степени сохраняют связь со своими христианскими корнями. Но в настоящее время в Европе создалась ситуация, при которой господствующей идеологией, по сути, становится атеизм или такая форма плюрализма, которая предполагает, что религии нет места в общественном пространстве, что религия может существовать только на уровне частной жизни отдельных индивидуумов.
Нас такое положение, конечно, не устраивает; мы считаем, что христианские Церкви должны иметь право озвучивать свою точку зрения, в том числе и в общественном пространстве. Нас глубоко огорчает, когда принимаются законы, противоречащие не только христианскому нравственному учению, но и вообще традиционной нравственности, на которой на протяжении веков строилась жизнь людей, – например, когда однополые союзы пытаются приравнять к бракам, и, по сути дела, происходит сознательный и систематический демонтаж традиционных семейных ценностей.
– А как можно было бы повлиять на ситуацию? У Церкви нет законодательной власти, чтобы принимать или менять законы, нет каких-то государственных рычагов… Какие у вас есть инструменты и насколько они действенны?
– Главный инструмент, которым пользуется Церковь, – ее собственный голос, который должен звучать, должен быть слышен, к которому прислушиваются все те, кто способен это сделать. Конечно, голос Церкви очень часто становится гласом вопиющего в пустыне. Тем не менее, мы продолжаем говорить и будем далее свидетельствовать о ценностях, которые, как мы верим, имеют непреложное значение.
При этом мы не собираемся никому ничего навязывать. Мы не навязываем богословские взгляды, религиозное мировоззрение, но говорим о ценностях, которые имеют отношение к реальной человеческой жизни: о том, что надо укреплять семью, что жизнь человека имеет ценность от зачатия до естественной смерти. Это очень простые вещи, которые в современном обществе оказываются сложными для восприятия.
– Ваше Высокопреосвященство, в конце ноября прошлого года состоялся православно-католический российско-польский диалог в Варшаве. На фоне последних политических событий имеется ли опасение, что этот диалог приостановится, или все же есть надежда на то, что следующий форум состоится в Москве и диалог между-поляками-католиками и православными россиянами продолжится?
– Думаю, что этот диалог продолжится, но у меня вызывает глубокое сожаление тот факт, что Польская епископская конференция выразила поддержку тем силам на Украине, которые дестабилизируют общественный порядок и виновны в гибели людей. Думаю, что это было большой ошибкой польских католических епископов так же, как огромной ошибкой была, по моему мнению, поддержка униатов, которую иногда оказывают католики латинского обряда. Униаты на Украине ведут себя безобразно. Надо сказать, что в истории много было случаев, когда они использовали политическую власть для того, чтобы выступить против Православной Церкви.
Вообще, униатство было неким спецпроектом Католической Церкви для обращения православных в католичество – это ни для кого не секрет. Но, к сожалению, этот спецпроект и сейчас остается таким же: даже если мы ведем диалоги, организуем совместные форумы с Римско-Католической Церковью, то униаты параллельно с этим продолжают свою активность, направленную на подрыв Православия. Вся риторика униатов на Украине сегодня заключается в том, что они стремятся расчленить единую многонациональную Русскую Православную Церковь, оторвать Украину от России, а конечная цель – в том, чтобы всех православных подчинить Папе. Униаты, собственно, и не скрывают этого.
Я думаю, что униатство является очень серьезной проблемой, с которой мы сталкиваемся в православно-католических отношениях, и тогда как мы пытаемся эти отношения двигать вперед, униаты своей бессовестной деятельностью все время отбрасывают нас назад.