Print This Post

Вечером 18 апреля 2014 года, в канун Великой субботы, в московском храма в честь образа Богородицы «Всех скорбящих Радость» председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион в сослужении клириков прихода совершил утреню с Чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.

По окончании великого славословия под пение Трисвятого «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» был совершен крестный ход вокруг храма в преднесении Плащаницы Господа и Спасителя.

Затем перед Плащаницей митрополит Иларион прочитал паремию из книги пророка Иезекииля (Иез. 37. 1-14), а затем в проповеди дал толкование прозвучавшему отрывку:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вечером в Великий пяток, в канун Великой субботы, мы совершаем богослужение, которое называется Чином погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Над Гробом Спасителя был произнесен 118-й псалом и были пропеты похвалы в честь Господа, который Своим Телом пребывал во Гробе, а душой сошел во ад для того, чтобы и там проповедовать Царствие Божие, пришедшее в силе, для того, чтобы открыть путь к воскресению для всякой человеческой плоти и чтобы вместе с Собою на третий день вывести из ада всех, кто томился там в ожидании Его пришествия.

За утреней мы слышали пророчество из книги Иезекииля о поле, полном мертвых костей. Господь показал пророку это поле и спросил: «Оживут ли кости сии?» Пророк ответил: «Господи Боже! Ты это знаешь». Затем Бог велит изречь пророчество на эти кости. Пророк изрекает пророчество, и кости начинают соединяться одна с другой, потом они обрастают жилами, и далее Господь вдыхает дух в ту человеческую плоть.

Это пророчество говорит нам о всеобщем воскресении − том воскресении, о котором мы говорим в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Мы очень мало знаем об этом грядущем событии, нам известно только, что оно было предсказано Самим Господом, что о нем учит Церковь и что оно является одним из догматов нашей веры.

Господь наш Иисус Христос сошел в бездны ада для того, чтобы победить смерть и наполнить весь человеческий род Своим животворным и живоносным присутствием. Мы с вами, находящиеся ныне на земле, слышим об этом в Евангелии и церковных песнопениях. Но каждому из нас рано или поздно надлежит перейти в мир иной, где уже не будет у нас книг для чтения, где не будет храмов для богослужения, где каждый из тех, кто стремится к Богу и кто идет по пути к Нему в этой жизни, соединится с Ним всецело таинственным и неизреченным образом.

Эта надежда на всеобщее воскресение звучала уже в книгах Ветхого Завета, в том числе в пророчестве Иезекииля, которое мы сегодня слышали. Эта же надежда − и в апостольском чтении о малой закваске, которая заквашивает все тесто. Казалось бы, какое отношение этот образ имеет к смерти и погребению Господа Спасителя? Дело в том, что закваской является Сам Господь Спаситель, Который умер для того, чтобы победить смерть не только для Себя, но для всего рода человеческого, сошел в ад для того, чтобы опустошить его − вывести оттуда мертвых, и в третий день воскрес для того, чтобы воскресить вместе с Собой все человечество.

Служба Великой субботы наполнена печалью по страдавшему и умершему за нас Спасителю. Но она наполнена и предвкушением той пасхальной радости, которая проистекает из твердой уверенности нашей в правоте обетования пророков и Самого Господа о том, что все умершие рано или поздно воскреснут. Те наши близкие, которые уже перешли в мир иной, чьи кости сегодня покоятся в сырой земле, мы верим, воскреснут, и души их будут пребывать с Богом. И мы, оставшиеся на земле в ожидании перехода в жизнь вечную, тоже надеемся на воскресение, потому что знаем, что Христос Своей смертью победил смерть.

Евангельское чтение, которое мы слышали на этой утрени Великой субботы, говорит о погребении Спасителя и о том, как иудеи потребовали от Пилата опечатать Гроб, дабы ученики не могли украсть Тело своего Учителя. Неверие в воскресение сопровождает учеников Спасителя с тех пор и поныне. И сегодня есть немало людей, которые не верят в Воскресение Христа, не верят в то, что это возможно для человеческой плоти, которая умирает и разлагается в земле так, что от тела не остается даже костей. Есть люди, которые не верят, что, вопреки физической и физиологической очевидности, все люди воскреснут вне зависимости от того, как они умирали. Но в зависимости от того, как люди жили, они либо наследуют жизнь вечную и бессмертную, либо будут мучиться, потому что любовь Божия станет для них источником страдания.

Мы с вами верим в Воскресение Христа, и не только верим, но знаем, что Христос воскрес. Вот почему в пасхальные дни и на воскресной утрени в течение года мы поем «Воскресение Христово видевше…», хотя никто из нас не мог зреть это событие. Его не видели даже апостолы и Пресвятая Богородица, тем не менее, мы говорим так, потому что в Пасхальные дни узреваем Воскресение Христа духовным взором и Господь Воскресший преображает нашу жизнь.

Богослужения Великой субботы, которые начались этой торжественной скорбной службой, продолжатся завтра Божественной литургией, которую мы начнем так же, как и сейчас, в темных облачениях в знак траура по умершему Спасителю. Но во время этой службы, когда хор запоет стихи «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши вовеки», мы переоблачимся в светлые одежды и потом услышим Евангельское чтение о Воскресении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И так из Великой субботы мы перейдем в Светлое Христово Воскресение, которое встретим в пасхальную ночь с зажженными свечами и горящими сердцами.

А сейчас еще раз поклонимся Гробу нашего Спасителя, от которого для нас воссияла жизнь, который даровал нам надежду на воскресение. Возблагодарим Господа за то, что Он претерпел за нас страдания и смерть, и пообещаем, что приложим все свои человеческие силы для того, чтобы быть Ему верными, быть Его учениками, дабы всей своей жизнью свидетельствовать о том, что Христос победил смерть, что Он воскрес из мертвых и даровал всему роду человеческому вечную жизнь. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС