Print This Post

18 апреля 2014 года, в Великую пятницу, когда Церковь совершает воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке вечерню с выносом Плащаницы Спасителя. Владыке Илариону сослужили клирики храма.

После выноса Плащаницы митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великий пяток Церковь совершает поклонение Живоносному Гробу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Выносится для поколения Плащаница, изготовленная по образцу той ткани, которой был покрыт при погребении Спаситель и на которой отпечатлелось изображение Пречистого Тела и Лика Господа нашего Иисуса Христа. Предположительно, эта Плащаница сохраняется ныне в Турине. На ней мы видим нерукотворный Лик Спасителя, не написанный человеческими красками, но особым образом запечатлевшийся на этой ветхой ткани. Мы видим следы Крови Спасителя нашего, следы от ран на Его руках и ногах. Мы видим следы от бичей на Его спине.

Перед нами предстает израненное и измученное тело человека, который был предан многим мучениям и в страшных мучениях умер на кресте. Мы исповедуем, что этот Человек был Воплотившимся Богом и нашим Спасителем. Мы говорим, что ради нашего спасения на Кресте умирал Сам Бог, и у Креста умирающего Бога стояла Пречистая Божия Матерь − не просто мать земного человека, но Та, Которую мы называем Богородицей, потому что Она для нас родила Бога, ставшего человеком. Она предстояла перед Крестом Своего Сына и, как мы слышали сейчас в каноне на плач Пресвятой Богородицы, написанном византийским гимнографом Симеоном Логофетом, Ее утроба, то есть сердце, терзалось, потому что Она видела Свое возлюбленное чадо, Своего Сына в страшных муках.

Одному Господу известно, какими чувствами было наполнено Ее сердце, какие молитвы исходили из Ее уст. Но мы знаем, и Церковь говорит нам об этом своими песнопениями и гимнами, что Пресвятая Богородица страдала как мать. Она сострадала Спасителю. Богородица страдала вместе с Ним, когда Он умирал, переживала Его смерть и первой после Воскресения увидела Иисуса Христа воскресшим.

Воскресение Христово было чудом, которое Сам Господь предсказывал, но о котором никто не мог знать, в которое никто не мог поверить до тех пор, пока оно не произошло. И то, что происходило в Великую Пятницу, для всех казалось концом и трагедией, потому что Человека, которого любили, который никогда никому не причинил зла, но, наоборот, делал добро и учил добру, незаконно осудили на смерть и Он был предан на страшные муки.

Тяжелейшую скорбь Великой пятницы, которую испытали тогда ученики Спасителя, женщины, следовавшие за Ним на Голгофу, и Пречистая Его Матерь, Господь Иисус Христос предсказал на Тайной вечери (см. Ин. 16. 20-23). Неслучайно эту скорбь Он сравнил с муками женщины, которая рожает младенца: в течение долгого времени они охватывают все физическое естество женщины и не дают ей думать ни о чем другом, но в этих муках рождается всякий человек, который приходит в сей мир. И Пресвятая Богородица, Которая, по учению Церкви, не испытала мук рождения, ощутила муки смерти, когда предстояла перед Крестом Своего Сына. Это не были те физические мучения, которые претерпел Сам Спаситель, но душевные страдания такой безмерной силы, которые не уступают телесной боли, потому что Пресвятая Дева через них умирала − не физической смертью, но всем своим духовным, душевным и материнским естеством. Как Господь должен был пройти через страшную смерть для того, чтобы Он стал нашим Спасителем, Пресвятая Богородица должна была пройти через те душевные муки для того, чтобы Она стала нашей Матерью и Матерью всей Церкви.

Поэтому Пресвятая Богородица имеет особое дарование от Бога − Она не только стала Божией Матерью, вместила в Себя Бога, но вместила в Себя и всякого человека. В Свое сердце Она вместила страдания каждого из людей, ибо Она это страдание пережила, когда стояла у Креста Своего Сына.

Мы будем сейчас поклоняться Живоносному Гробу Спасителя и просить о том, чтобы жизнь, которая воссияла от этого Гроба, озарила нашу человеческую жизнь своим небесным светом. Но поклоняясь умершему за нас на Кресте Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, будем поклоняться и Той, Которая стояла у Креста, Которая разделила материнским сердцем муку Своего Сына. Поклонимся Той, Которая слышит молитву каждого из нас, помогает нам и покрывает нас от всякого зла честным Своим покровом. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС