В Великий четверг председатель ОВЦС сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за Литургией Василия Великого в кафедральном Храме Христа Спасителя
17 апреля 2014 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Серафим (Зализницкий); епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.
За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
При пении Херувимской песни был вынесен алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира). В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.
После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине:
«В Великий четверг в главном храме нашей Поместной Церкви, коим является соборный Храм Христа Спасителя, Предстоятелем Церкви, сонмом архипастырей и духовенства совершается особое таинство — освящение святого мира.
Само миро представляет собой драгоценную жидкость, которая составлена по древним рецептам, восходящим еще к ветхозаветным временам. Именно таким драгоценным миром блудница помазала тело Господа и Спасителя перед Его страданиями. Миро возливалось на главу царей. Помазание миром означало воздавание особой чести пред людьми.
В эпоху Нового Завета эта жидкость стала использоваться для иной цели. Составленная по тем же самым древним рецептам, она через особое тайнодействие, через чтение особых молитв и призывание Святого Духа наполняется благодатью Божией так, как никакой иной материальный носитель в этом мире. Ничто не может сравниться с той силой благодати, которая низводится на миро в момент его освящения.
Святое миро используется в трех случаях. Когда крестят человека, то после исхождения из купели над ним совершается таинство миропомазания — тело человека помазывается миром, что означает нисхождение на него особой благодати, установление связи между Богом и человеком… Святым миром также помазывается и храм Божий, и престол, на котором совершается святая Евхаристия. Помазанием миром отмечалось в прежние времена и восшествие на престол государей, как древних византийских, так и российских.
Сейчас мы совершим великое священнодействие — освящение мира. И да пребывает благодать Божия над этим веществом, а через него — над всеми нами. Аминь».
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
Проповедь перед причастием произнес митрополит Волоколамский Иларион:
«В Великий четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, которую Господь наш Иисус Христос совершил вместе со Своими учениками перед тем, как был предан на страдания и крестную смерть. Богослужения Великого четверга наполнены многими образами и текстами, которые напоминают нам обо всех важнейших событиях истории домостроительства спасения рода человеческого, начиная от сотворения мира и до плотского пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Тайной вечери, Его крестных страданий и смерти.
На вечерне, с которой начиналась Литургия Василия Великого, мы слышали повествование из Книги Исход о том, как Бог велел Моисею взойти на гору Синай, где явился ему, и как народ в страхе и трепете ожидал, когда тот спустится с горы, видел и слышал громы и молнии, но только Моисею дано было общаться с Богом лицом к лицу (см. Исх. 19. 3-25).
Это одно из многих ветхозаветных пророчеств того события, которое мы вспоминаем сегодня и о котором в богослужебных текстах, прозвучавших ныне, говорится: «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся», то есть: «Гостеприимством Владыки, взойдя на высокое место, насладимся, все верные, возвышенным умом». Где то высокое место, где та высокая гора, на которую нас возводит Господь Иисус Христос? Это не гора Синай, на которой Бог беседовал с Моисеем, но храм Божий, в котором совершается Таинство Евхаристии. И для того, чтобы быть достойными причастниками великого Таинства, мы должны взойти на эту гору и беседовать с Богом «высокими умы». Подобно Моисею, мы должны очистить свой взор, свое сердце для того, чтобы приступить к Таинству Евхаристии. Нашему очищению служил весь период Великого поста, когда мы воздерживались от некоторых родов пищи, старались удерживаться от злых дел, более внимательно следить за своей жизнью.
Неслучайно в дни Великого поста Церковь установила воздерживаться в некоторых случаях и от Евхаристии. Ведь полная Евхаристия Великим постом не служится, кроме суббот и воскресений, а по средам и пятницам совершается особая вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Церковь как бы на время закрывает для нас в некоторые дни доступ на ту высокую гору, на которой мы «высокими умы» можем общаться с Господом. Это происходит для того, чтобы мы осознали свою греховность, принесли покаяние за все наши злые дела и лучше подготовились к этому великому Таинству.
Таинство Евхаристии (кроме Великого поста) совершается в Церкви ежедневно, и всякий раз, когда совершается Евхаристия, мы приглашаемся быть ее участниками и ее причастниками. Нужно помнить что всякий раз, когда на Литургии мы слышим слова Христа, произносимые священником или архиереем: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов», каждый раз, когда мы видим священника, выходящего с Чашей, и слышим: «Со страхом Божиим и верою приступите», − эти слова обращены к каждому из нас.
Во все дни, когда служится Литургия, когда совершается Евхаристия, Бог призывает нас «высокими умы» взойти на эту гору и общаться с Ним не так, как Моисей − в страхе и трепете, − а соединяться с Господом духовно и телесно через Таинство Евхаристии. И только в некоторые дни Великого поста Церковь удерживает нас от участия в этом Таинстве ради того, чтобы мы могли понести покаяние.
Господь призывает нас быть причастниками Тайной вечери всегда, когда мы этого пожелаем. Молясь «хлеб наш насущный даждь нам днесь», мы просим не только о хлебе материальном, не только о пище, которую употребляем для того, чтобы продолжалась наша жизнь, но и о том Небесном Хлебе, которым является Сам Господь. Это Хлеб, о котором Христос сказал, что вкушающий от него не умрет, ибо тот, кто вкушает этого Хлеба, по слову Господа, «во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6. 56).
Человек, который причащается Святых Христовых Таин, соединяется с Богом духовно и телесно. Дистанция, которая существует между нами и Богом и которую никакой человеческий подвиг, никакое усилие, никакая человеческая святость неспособны преодолеть, преодолена Самим Богом, когда Он стал человеком, когда Он пришел на эту землю.
Господь пришел для того, чтобы жить в нас, чтобы сделать нас царственным священством народов, людьми, взятыми в удел (см. 1 Пет. 2. 9). И как ветхозаветные священники помазывались миром, так и мы все получили помазание миром в качестве печати дара Духа Святого. Но для того, чтобы мы не просто назывались, а были этим царственным священством, мы должны как можно чаще, по мере наших сил и возможностей, участвовать в Таинстве Евхаристии. Только наша греховность, только наша слабость человеческая, только наша немощь не позволяют нам участвовать в Евхаристии каждый день, но Господь всегда открывает для нас доступ на эту святую гору.
Сейчас, когда мы будем приступать к святой Чаше, будем просить Господа соделать нас участниками Своей Тайной вечери, чтобы мы никогда не стали предателями, подобно Иуде, чтобы Причастие Святых Таин было для всех нас не в суд или осуждение, но в жизнь вечную и бессмертную. Аминь».
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви взошел на амвон и обратился к народу с Первосвятительским словом.
Сегодня вечером, в канун Великого пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Служба коммуникации ОВЦС/ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси