Митрополит Иларион: На место отпавших Господь призывает в Свою Церковь новых людей
Вечером 21 марта 2014 года, в канун дня памяти сорока Севастийских мучеников, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В прошлом году весь христианский мир праздновал 1700-летие Миланского эдикта святого равноапостольного императора Константина, и много говорилось о том, что после того, как этот эдикт был издан, для Церкви христианской во всей Римской империи настала новая эпоха: прекратились гонения, у христиан появилась возможность строить храмы, созывать Вселенские Соборы, вести активную миссионерскую, благотворительную деятельность. Все это действительно так, но только христианство не сразу заняло позиции, которые подобало ему занять, − еще долго сохранялось влияние язычества, еще долго в тех или иных местах империи продолжались гонения на христиан.
Торжество в честь святых мучеников Севастийских напоминает нам о событии, которое произошло в 320 году, − уже после того, как Миланский эдикт был опубликован и введен в действие, после того, как начали открываться христианские храмы. Подвиг этих мучеников напоминает нам о том, что гонения на Церковь, по сути дела, никогда не прекращались − иногда они ослабевали или же останавливались в некоторых местах, но никогда не прекращались повсеместно, и всегда Церковь в той или иной степени была гонимой.
Святые мученики Севастийские пострадали при императоре Ликинии. Согласно их житию, это были римские воины; их было сорок человек, и имена их известны. За отказ принести жертву языческим богам эти люди обнаженными были помещены в ледяное озеро. Один из них не выдержал и выскочил на берег для того, чтобы согреться, но тогда один из воинов, которые стерегли их, снял с себя одежду и примкнул к стоявшим в озере. Тем самым число сорока мучеников восполнилось так же, как восполнилось число двенадцати апостолов после того, как Иуда предал Спасителя и апостольская община на его место избрала другого человека.
Святые сорок мучеников всегда почитались в Церкви, и церковный устав предписывает в день их памяти, даже если он приходится на будние дни Великого поста, когда не совершается Литургия, служить Литургию Преждеосвященных Даров для того, чтобы почитать их память.
Подвиг мучеников напоминает нам о том, что для христианина ничего не страшно: никакие гонения не могут воспрепятствовать человеку поклоняться Истинному Богу и заставить поклониться богам ложным. А ложные боги существовали не только в древности − и сегодня есть множество «божеств», которые становятся кумирами людей и отвращают людей от Бога. И если у человека Бог − не на первом месте, если главным для него являются ложные кумиры, призраки и фантомы человеческого счастья, то он не может называться христианином и, может быть, сам того не замечая, этот человек выбывает из армии исповедников и мучеников, а на его место Господь призывает другого человека.
В дни Великого поста мы не раз задумывались и еще будем задумываться о том, как произошло, что один из ближайших двенадцати учеников Спасителя оказался предателем. И сегодня мы размышляем о том, как получилось, что из сорока мучеников тридцать девять оказались верными Спасителю и не побоялись холода и смерти, а один не выдержал и примкнул к числу отступников.
И в то же время мы вспоминаем, что на место отпавших Господь призывает в Свою Церковь новых людей. В этом нет простой арифметики: если отпал один, то Господь призывает одного, а если отпало двадцать, столько же людей и призывается. Только в политическом мире происходит так, что если какое-либо государство вводит санкции против двадцати граждан другого государства, то получает ответные санкции в отношении двадцати своих людей. В мире Церкви, в мире Божественного правосудия и любви Божией все происходит иначе: отпадают единицы, а Господь призывает тысячи.
Мы знаем это не только из житий древних мучеников, но и из недавней истории новомучеников и исповедников Российских. Мы знаем, что и там были люди, которые не выдерживали гонений, не выдерживали пыток, давления со стороны гонителей, но на место этих отпадших, которые исчислялись единицами, Господь приводил десятки и сотни новых мучеников. И сегодня мы прославляем их − тех, которых мы не знаем ни по количеству, ни по именам, в отличие от сорока мучеников Севастийских, потому что было их не сорок и не четыреста, не четыре тысячи и не сорок тысяч − исчислялись они сотнями тысяч и, может быть, миллионами. Один Бог знает, сколько их было, и ведает их имена − каждое из них написано у Него в Книге жизни.
Мы с вами живем во времена благополучные, когда нет гонений на Церковь. Но и в наши времена человечеству предлагаются ложные боги. Эти «боги» − материальное благосостояние, удовлетворение всех потребностей человека, жизнь не по заповедям Божиим, а по стихиям мира сего. Тот, кто выбирает такую жизнь, тем самым отпадает от Господа. Человек же, который на первое место в своей жизни ставит Божественную правду, причисляется к апостолам, мученикам, исповедникам − тем людям, которые на протяжении веков угождали Богу, хранили Его заповеди, составляли и будут составлять единое тело Христово − Церковь, Главой которой является Сам Господь наш Иисус Христос.
В эти великопостные дни будем размышлять о нашем христианском призвании и о том, что Господь каждого из нас призывает нести Его легкое бремя, исполнять Его заповеди, своей жизнью являть пример для окружающих нас людей. Аминь».
Митрополит Иларион поздравил с юбилеем прихожанку и благодетельницу храма Ольгу Рыбакову и подарил ей икону святителя Николая Чудотворца, поблагодарив за помощь приходу.
Служба коммуникации ОВЦС