Print This Post

3 марта 2014 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Владыке сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

По чтении канона владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первые четыре дня Великого поста Церковь посвящает чтению покаянного канона преподобного Андрея Критского, в котором рассказывается о судьбах многих людей Ветхого Завета – об их жизни, об их праведности или грехах. Каждого из этих библейских персонажей святой Андрей Критский приводит нам в пример для того, чтобы мы либо подражали их добродетелям, либо избегали повторения их грехов.

Библия, включая Священную историю Ветхого Завета, – не просто летопись событий, происходивших в человеческой истории, но, прежде всего, летопись взаимоотношений между людьми и Богом. И потому каждый человек в Библии представлен не столько как исторический персонаж, имевший политические, военные или какие-либо иные заслуги, сколько как человек, который жил перед лицом Бога, грешил и каялся или, наоборот, являл собою образ праведника. История взаимоотношений между человеком и Богом, действие которой разворачивается перед нами в лицах, в разных образах Ветхого Завета, является тем драгоценным достоянием, которое оставило нам ветхозаветное человечество на страницах Библии.

Вот почему для нас очень полезно не только ежедневно читать Евангелие и книги Нового Завета, но и хотя бы иногда – по крайней мере, в дни Великого поста – обращаться к историям Ветхого Завета, ибо в них есть много поучительного в отношении нравственных истин, актуальных с ветхозаветных времен, ведь Господь всегда Тот же и человеческая природа не изменилась. Библейская история повторяется вновь и вновь в жизни людей, живущих в последующие времена, − и в истории людей нашего времени, и в нашей с вами собственной истории.

Преподобный Андрей Критский, оживляя в нашей памяти библейских персонажей, напоминает о том, что и в нашей жизни возможно повторение тех ситуаций, которые случались в жизни ветхозаветных людей; что, как и у библейских героев, наша жизнь является возможностью либо приближаться к Богу по лествице деятельного восхождения, либо, наоборот, удаляться от Него.

Библия является еще и историей покаяния; в ней приводится много примеров того, как человек согрешал, но затем приносил покаяние и Господь прощал ему грехи. Один из таких примеров – о нем мы слышали сегодня – пример царя Давида. Именно он, как говорится в Великом покаянном каноне, оставил нам «словесную икону» – 50-й псалом. Этот псалом мы с вами читаем ежедневно и особенно тогда, когда приносим Господу покаяние.

История появления этого псалма нам всем, если мы читаем Библию, хорошо известна: Давид согрешил, когда взор его прельстился женской красотой. Он увидел женщину, та ему приглянулась. И хотя ему как царю было практически все дозволено и его гарем состоял из лучших женщин, которых отбирали, прежде всего, благодаря их физическим достоинствам, телесной красоте, Давиду приглянулась женщина, оказавшаяся, по несчастью, женой другого человека. И власть имущий Давид, чувствуя себя безнаказанным, позабыв о том, что на всю его жизнь взирает Бог, сначала взял себе эту женщину, а затем устроил так, чтобы ее муж погиб на войне, чем, как говорится в Великом каноне, к одному беззаконию присоединил другое. Потому ему пришлось принести сугубое покаяние, которым, в том числе, является и 50-й псалом. Этот псалом мы все любим, постоянно читаем и знаем наизусть.

Царь Давид не сразу осознал, что совершил грех, а только после того, как его посетил пророк Нафан, указавший царю через притчу на его греховное деяние, когда уже Сам Господь наказал Давида болезнью и смертью его чада. Пока ребенок был жив, Давид молился, просил у Господа исцеления для своего сына, а после его смерти встал, умылся и прекратил пост (см. 2 Цар. 12, 20). Его обращение и покаяние с самого момента пророческого обличения было окончательным и бесповоротным, а жизнь словно началась сначала. Он действительно совершил тяжкий грех, хотя по представлениям, которыми жили люди в его время, для царя – человека, которому дозволено все, − это не самое страшное прегрешение, многие цари совершали гораздо более тяжкие преступления. Давид покаялся, и Господь простил ему этот грех, ибо он всегда прощает человеку грехи, когда тот приносит покаяние.

И Священное Писание, и сегодняшнее богослужение напоминают нам об образе царя Давида, чтобы мы вновь осознали: любые совершенные нами грехи Господь прощает. Но это вовсе не означает, что Он дает нам карт-бланш на совершение грехов или будто, как в известной пословице «не согрешишь – не покаешься», нам все позволено и Господь всегда будет закрывать глаза на то, что мы совершаем.

Господь благословляет нашу жизнь и дает нам Свою благодать. Но иногда, если мы переступаем какую-то черту (а что это за черта, знает только Сам Господь, мы не всегда это чувствуем), Он отнимает от нас Свою благодать, как это произошло с Давидом, ибо благоволение Божие было отнято от него, и сын Давида умер в наказание за его грехи.

Господь долготерпелив и многомилостив (Пс. 102. 8−9), но это не значит, что Он оставляет грех безнаказанным. Он наказывает человека или в этой жизни, или в будущей, и только покаяние способно исцелить нас, изгладить совершенный грех.

Но что такое покаяние? Оно начинается с осознания того, что грех совершен, что грех – это грех. Когда человек начинает непщевати вины о гресех (Пс. 140. 3-4), то есть искать извинения своему греху и беззаконию, покаяния не происходит. Тогда человек даже не чувствует нужды в покаянии. Так некоторые люди, как правило, далекие от Церкви, говорят: «Зачем нам приходить на исповедь и рассказывать все священнику? Если надо, мы Богу расскажем».

А ведь исповедь дана нам для того, чтобы мы испытывали свою совесть и чтобы через это Таинство Сам Господь открывал нам глаза на те наши греховные деяния, которые мы, может быть, не осознаем греховными. Ведь грех – это болезнь, а для того, чтобы исцелить болезнь, нужно, прежде всего, поставить диагноз. Если же человек, у которого в организме зарождается болезнь, при этом внушает себе, что он абсолютно здоров, то рано или поздно он может подойти к такой черте, когда болезнь окажется неизлечимой, когда уже поздно будет применять медицинские средства.

Лекарство покаяния дает Господь всем нам в дни Великого поста, когда Бог призывает нас, во-первых, задуматься о своей жизни, о ее качестве, во-вторых, задуматься о наших поступках, о том, что греховно, а что нет, что позволительно, а чего делать нельзя. Великим постом Господь призывает нас прибегнуть к лекарству исповеди, ибо многие православные христиане, которые в обычные дни ленятся приходить на исповедь, хотя бы в дни Великого поста говеют и исповедуются.

Путь покаяния, который предлежит нам, является для нас спасительным и целительным, потому что ведет нас на ту небесную высоту, на которую был взят, как мы сегодня слышали в Великом покаянном каноне, огнеколесничник Илия. В лице этого человека и его ученика Елисея пред нами предстает совсем другой образ – не царя, который совершает любые преступления, которому все дозволено и которого Господь вразумляет через пророка, а также испытания его собственной жизни. В лице Илии и Елисея пред нами предстают пророки, то есть ветхозаветные святые − люди, ставившие на первое место в своей жизни правду Божию, − которых Господь избирал на служение и требовал от них совершенно особой чистоты, особой святости. Они стали прообразами новозаветных монахов; они отказывались от семьи, от обычных человеческих радостей, потому что Господь призывал их на служение Своим особым призванием. Эти люди так же, как и в христианскую эпоху монахи, передавали свое служение друг другу «по наследству» − подобно тому, как имущество передается от отца к сыну, так и пророки передавали своим ученикам благодать, которую они получали от Господа.

Об этом рассказывается в истории, которую мы сегодня услышали. Когда Илия возносился на небо, Елисей, видя, что учитель покидает его, сказал: «Сделай так, чтобы благодать, которая пребывает на тебе, была бы на мне вдвойне» (см. 4 Цар. 2. 9-10). И как царь Давид совершил сугубый, то есть двойной грех, Елисей получил сугубую, то есть двойную благодать. Он получил ее через милоть (плащ) пророка Илии, упавшую с неба, когда колесница с пророком начала возноситься на небо (4 Цар. 2. 11−12).

Этот удивительный образ напоминает нам о совсем ином измерении жизни, чем та, которую прожил царь Давид и проживают многие мирские люди. Этот образ напоминает нам, что есть особые Божии избранники, с которых высокий спрос, ибо им дана от Господа сугубая благодать. Для того, чтобы эта благодать передавалась от учителя к ученику, ученик должен быть подобен своему учителю. Он должен слушаться его голоса, при жизни научаться тому, что говорит учитель, что вещает ему от лица Самого Господа.

Вот еще один поучительный, вдохновляющий образ, который представляет нам Библия, о котором напоминает нам Великий покаянный канон. Каждый из нас проживает свою жизнь и идет своим путем. Каждый из нас в тот или иной момент жизни делает выбор: идти ли по пути Давида царя – пути кнута и покаяния, идти по пути Илии и Елисея или по пути многих других героев Библии.

Господь любит всех людей и принимает покаяние каждого человека, но сами люди любят Бога по-разному. И если одни люди становятся Божиими избранниками и Господь возносит их на небо на огненной колеснице, а другие вынуждены в прахе и пепле приносить Богу покаяние за свои грехи или получать от Бога вразумления через тяжкие события в своей собственной жизни или жизни ближайших сродников, то разница между этими людьми заключается не в том, что Бог одних любит больше, а других меньше или одним дает больше, а другим меньше, а в том, что они по-разному любят Бога и выстраивают по отношению к Нему свою жизнь. Один человек готов ради Бога от всего отречься и свою жизнь всецело предать Господу, а другой человек, может быть, и веруя, и любя Бога по-своему, все же старается улучить и те земные блага, которые нередко связаны с преступлением заповеди Божией и совершением грехов. Вот и вся разница между теми и другими людьми.

Каждый из нас в дни Великого поста, оценивая свою жизнь, должен задуматься, на какой мы стороне, кто нам ближе из библейских героев, кто является для нас вдохновляющим примером, помня, конечно, о милосердии Божием, и об ответственности за наши поступки, а также о том, что покаяние – это не просто способность назвать свои грехи, помолиться Господу и получить прощение, но и изменение образа жизни, перемена ума, мысли, переосмысление, что буквально означает греческое слово μετάνοια (метано́йя). Этой перемены ума, образа жизни и мыслей ожидает от нас Господь. Мы живем, как Давид, – согрешая и каясь, но Господь хочет, чтобы мы возносились к Нему на небо на огненной колеснице.

Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам искреннее покаяние, даровал зрети наши прегрешения, как мы читаем в Великом посту в молитве преподобного Ефрема Сирина, даровал  смирение, которое необходимо для того, чтобы идти по жизни, отличать добро от зла, распознавать в себе все греховное и различать, что приходит нам от Бога, а что − от врага. Если мы с молитвой будем приступать ко Господу и Его Пречистой Матери, то Господь откроет нам духовные очи и даст то покаяние, которое нам необходимо для спасения и вечной жизни. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС