В Тегеране освящено надгробие над братским захоронением казаков, погибших вместе с А.С. Грибоедовым
В 2014 году исполнилось 185 лет со дня трагической гибели в Тегеране в 1829 году российского посла Александра Сергеевича Грибоедова, всех бывших с ним сотрудников Российской императорской миссии в Персии и казаков посольского конвоя.
В пятницу 14 февраля настоятель русского Николаевского собора в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) совершил освящение нового надгробия над братским захоронением тех, кто погиб при защите российского посла, а также заупокойную панихиду на месте их упокоения во дворе армянского храма святого Татевоса.
Архимандриту Александру удалось по архивной фотографии определить точное место братского захоронения. Он за свой счет изготовил и установил новую черную могильную плиту с выбитыми золотом крестом и эпитафией: «Вечная память сотрудникам Российской миссии и казакам посольского конвоя, доблестно погибшим 30 января 1829 года при защите российского посланника Александра Сергеевича Грибоедова».
При совершении чина освящения надгробия и затем за панихидой «по приснопамятному Российскому посланнику в Персии рабу Божьему Александру и всем иже с ним в Тегеране злодейски убиенным» присутствовали посол Российской Федерации в Исламской Республике Иран Л.С. Джагарян, а также сотрудники Посольства России и представители русскоязычной общины Тегерана, сообщает «Патриархия.ru».
***
Великий русский писатель А.С. Грибоедов прибыл в Тегеран в начале 1829 года в качестве российского министра-резидента (посла) для переговоров с Фатх Али-шахом. 30 января (по старому стилю) во время нападения на российское Посольство взбунтовавшейся толпы тегеранской черни он был убит. Вместе с российским послом были убиты все сотрудники Посольства (кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцева) и казаки посольского конвоя — всего 37 человек. Тело А.С. Грибоедова, изуродованное до неузнаваемости, было опознано по следу от пулевой раны на кисти левой руки, полученной раньше на дуэли. Тело было доставлено в Тифлис, где вдова Грибоедова княжна Нина Чавчавадзе совершила его погребение на горе Мтацминда в гроте при церкви святого Давида. Шестнадцатилетняя вдова на могиле поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Тела остальных погибших в Тегеране были закопаны в крепостном рву. Позднее, в начале 30-х годов XIX века, российский посланник в Персии граф Иван Осипович Симонич (1794-1851) совершил перезахоронение останков сотрудников и казаков российского Посольства на территорию единственного на тот момент христианского храма в Тегеране — армянской церкви святого Татевоса. Позднее, в 20-30-х годах XX века, при реконструкции внутреннего двора храма, эта могила была заложена тротуарными плитами.