Print This Post

27 декабря 2013 года в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил монашеский постриг Константина Перегудина, помощника заместителя председателя ОВЦС. Новопостриженному иноку было дано имя Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского.

В храме молились наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), заместители председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков), руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин, сотрудники ОВЦС, братия обители.

Владыка Иларион обратился к новопостриженному монаху Кириллу (Перегудину) с напутственным словом:

«Возлюбленное о Христе чадо монах Кирилл!

Сегодня здесь, в Даниловом монастыре, перед лицом монашеской братии ты принёс обеты, обещав Богу служить Ему всей жизнью, всей совестью, не искать в этой жизни ничего своего, не стремиться к земным стяжаниям, хранить себя в целомудрии и в  послушании игумену, братии и всей Святой Церкви.

Господь призвал тебя на монашеский путь, вселив в сердце твое любовь к монашеской жизни. Не всякого человека призывает Он на тесный и скорбный путь монашества − только тех, кто чувствует к этому особое внутреннее расположение и внутреннее влечение. Таинственным образом Господь вселяет это влечение в сердце человека, а затем человек ищет возможности примкнуть к общине иноков с целью вести житие постническое, от всякой суеты устраненное, каждый день и каждый час жизни приносить всего себя, все свои мысли и дела на алтарь Божий.

Господь призывает тебя жить в послушании Церкви. Принятие монашеского пострига является твоим добровольным деянием. Ты исповедал сегодня перед ангелами Божиими, перед Самим Спасителем и перед стоящей здесь братией, что пришел к этому решению своей вольной волею − не по некоему принуждению или насилию, не потому, что кто-то другой внушил тебе, что ты должен следовать этим путем. Но с этих самых пор твои решения уже не будут добровольными, потому что решения о дальнейшей твоей судьбе будет принимать за тебя священноначалие Церкви. Всякое решение ты должен принимать со смирением и послушанием, помня, что как монах призван отсекать свою волю. И ты отсек ее, приняв монашеский постриг, дав монашеские обеты и вручив себя в послушание Богу и Святой Церкви.

Пребывание в древней и славной московской обители святого благоверного князя Даниила ты будешь совмещать с работой в находящемся здесь же, в стенах этого монастыря, Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Символично и поучительно, что сегодня на твоем постриге присутствует не только монашеская братия сей обители, но и многие сотрудники Отдела внешних церковных связей, которые пришли помолиться о тебе, разделить с тобою и с братией Данилова монастыря радость о том, что еще один член прибавился к общине этой святой обители и к всемирному монашескому братству.

Отдел внешних церковных связей – это тоже община людей, которые призваны на служение Церкви; зачастую отрекаясь от самих себя, жертвуя собственными интересами и личным временем, вкладывая силы, энергию и умение в свой труд, эти люди приносят его Церкви, которая именно такого труда от них ожидает.

Ты должен совмещать свою монашескую жизнь с трудами в Отделе внешних церковных связей на том поприще, на котором благословит тебе трудиться Святая Церковь. Но помни, что от монахов требуются особая бдительность и особое усердие, потому что к ним особым образом подступают бесы для того, чтобы искушать, сбивать их с истинного монашеского пути, лишать той радости, с которой должно быть сопряжено монашеское житие. Ведь несмотря на то, что монашеская одежда черного цвета, она является одеждой радости духовной. И монашеский постриг, несмотря на то, что он проникнут чувством покаяния, является радостным событием и в жизни монашеской обители, и в жизни всей Святой Церкви.

Монашеское житие сопряжено с непрестанным подвигом покаяния, с оплакиванием своих грехов и в то же самое время – с той небесной сверхъестественной радостью, которую Господь дает человеку, вставшему на путь покаяния, на путь спасения, на путь иноческого жития. Поэтому путь этот, многоскорбный и тернистый, становится радостным, потому что это путь восхождения к Богу.

На этом пути твоими помощниками и учителями будут Святые Отцы Церкви, трудившиеся для просвещения народа Божия, как святой равноапостольный Кирилл, имя которого ты будешь носить, и те, которые трудились в монашеском житии и оставили нам свои богодухновенные писания. Читай их творения, поучайся из них всему, что необходимо тебе на пути монашеской жизни. А чего не найдешь в книгах Святых Отцов – о том спрашивай духовника, которому я вручил тебя, спрашивай иноков более опытных, спрашивай старшую братию для того, чтобы тебе всегда и во всем поучаться в Законе Господнем, не принимать ошибочных решений, а если упадешь − скорее восставать и снова следовать по пути ко спасению.

Имей в своем сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, которое обладает особой спасительной силой. Об этой силе знают иноки, творящие молитву Иисусову во уме и в сердце, имеющие эту молитву на устах. Помни о том, что имя Иисусово само по себе способно отгонять бесов и защищать тебя от всякого зла. Если это имя будет жить в твоем сердце, если помыслы твои будут соединены со священным именем Спасителя, если образ Его всегда будет перед твоими глазами, то никакие искушения тебе не страшны.

Сам Господь Спаситель после Своего Крещения в течение сорока дней пребывал в пустыне в одиночестве и молитве, а затем был искушаем диаволом. И после того, как победил диавола, преодолел все искушения, Он вышел на проповедь со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). Эти слова обращены к каждому христианину, но особым образом они обращены к иноку, потому что иноческий путь –  путь покаяния. Но инок проходит этим путем не потому, что он хуже других людей, не потому, что должен особым образом каяться в отличие, например, от мирян, а потому что он особым образом ощущает близость к себе Царствия Божия. А чем ближе человек к Богу, тем острее он чувствует свои недостатки, тем больше он требует покаяния. Именно поэтому монах, ежедневно заботясь о Царствии Божием, призывается и ежедневно каяться в своих грехах.

Поучайся в законе Господнем день и ночь, читай Священное Писание. Читай Евангелие, которое будет научать тебя ежедневно тому, каким должен быть истинный инок.

Перед нами, иноками, − очень много примеров доброй монашеской жизни. Это примеры и древних святых, и святых более позднего времени, в том числе живших и просиявших в нашем Отечестве, это и добрые примеры ныне живущих иноков, у которых мы можем учиться, от которых можем черпать мудрость. Но не забывай о главном примере, который должен быть перед лицом всякого инока и в его сердце, – о Самом Господе Иисусе Христе. Потому что житие монашеское является подражанием жизни Спасителя и монахи исполняют то, о чем Господь сказал: «Если кто не оставит отца своего или матерь свою и не отвержется себя, не возьмет крест свой и не последует за Мной, тот не увидит Царствия Божия» (см. Мф. 10. 37-38).

Монашеский путь – путь отречения от себя. Это взятие на себя благого и легкого ига Христова, это путь подражания Христу и следования за Христом. Путь сей тернистый и многоскорбный, но вместе с тем радостный и светлый, потому что конечной его целью является Царствие Божие, которое уже здесь, в этой жизни, многократно и многообразно приближается к иноку, идущему по пути ко спасению.

Пусть хранит тебя на этом пути сам Господь Спаситель. Пусть Пресвятая Богородица покрывает тебя от всякого зла честным Своим  омофором. Пусть молитва святых, просиявших в монашеском житии, в том числе святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, сопутствует тебе на иноческом пути. И пусть каждый день оберегают тебя от всякого зла молитвы святого, имя которого ты получил, имя которого носит Предстоятель нашей Церкви – святого Кирилла, равноапостольного просветителя славян. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС