Print This Post

27 октября 2013 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице и день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали евангельскую притчу о том, как сеятель вышел в поле и начал разбрасывать семена. Некоторые семена упали при дороге, где птицы поклевали их, иные − в терние, где начали было возрастать, но потом терние заглушило ростки, иные же − на каменистую почву, где не могли взойти, потому что некуда было пустить корень, а иные − на добрую почву, где взошли и принесли добрый плод.

Господь, отвечая на вопрос учеников о значении этой притчи, говорит, что семя есть слово Божие, которое сеется по всей земле, но люди, сердца которых можно сравнить с той или иной почвой, по-разному принимают это слово. Есть такие, которые принимают слово Божие как будто с радостью, но потом диавол похищает у них это слово. Есть такие, сердце которых подобно каменистой почве, и слово Божие они слышат, но нет в них корня для того, чтобы оно принесло плоды. Есть такие, в сердцах которых терние земных забот, попечений или наслаждений заглушает ростки семени слова Божия. Но есть те, говорит Господь, которые принимают это слово, и оно ложится на их сердца, как на плодородную почву. Такие люди приносят плод свой в терпении. «Кто имеет уши слышать, да слышит!», − такими словами заключил Господь притчу (см. Лк. 8. 8).

Конечно, эта притча актуальна во все времена, потому что и в ту пору, когда Сам Господь сеял семена слова Своего на израильской земле, и во времена апостолов, когда они разошлись по многим странам мира для того, чтобы посеять там семя евангельской проповеди, и во все последующие дни вплоть до настоящего времени слово Божие сеялось и продолжает сеяться Божественным сеятелем − Господом Иисусом Христом.

Это спасительное сеяние совершается Им через Его учеников: апостолов, епископов, священников, через всякого проповедника евангельской вести вне зависимости от сана, поскольку и многие миряне в истории Церкви явились сеятелями слова Божия. Святой равноапостольный Константин был мирянином и только перед смертью принял крещение. Но его не случайно назвали равноапостольным: свою политическую и государственную власть император Константин использовал для того, чтобы семя слова Божия распространялось по всей подвластной ему Римской империи. Святой князь Владимир, принявший крещение и уверовавший во Христа, тоже был сеятелем слова Божия, и Церковь назвала его равноапостольным, потому что по всему лицу земли Русской он посеял это спасительное евангельское семя.

В истории христианства было много тех, кто отдавал свою жизнь, дабы слово Божие дошло до как можно большего числа людей. И в наше время, когда Церковь наслаждается свободой, когда для каждого христианина открывается много возможностей проповедовать слово Божие, мы должны использовать их и проповедовать Христа не только в стенах наших храмов, но также через средства массовой информации и всеми другими доступными нам средствами. Мы должны не только проповедовать Христа на словах, но и собственной жизнью являть пример для подражания, чтобы люди видели, что исполнение заповедей Христовых – это не какая-то недостижимая цель, чтобы на нашем собственном примере они убеждались: спасительное семя слова Божия может приносить реальные плоды в тех людях, которые воспринимают его и приносят плод в терпении.

Я хотел бы, чтоб вы обратили внимание на эти слова Господа Иисуса Христа. А почему именно в терпении приносят плод? Почему это, а не какое-то иное качество указал Господь как необходимое для тех, чьи сердца являются плодородной почвой и приносят плод? А потому что терпение необходимо, чтобы семя выросло и превратилось в дерево, чтобы со временем дерево стало плодоносить. Никогда человек не достигнет успеха, если не будет обладать терпением подобно садоводу, который на протяжении многих дней, месяцев и лет ухаживает за растениями, в нужный момент обрезает их ветки, поливает их и терпеливо ждет, пока эти растения принесут плоды.

Так же и мы должны с очень большим терпением относиться к себе и к окружающим нас людям, поскольку нужно понимать, что слово Божие – как семя, которое падает на разную почву. Оно может быстро возрасти, если не пустит корень, но потому же оно быстро и погибнет. А для того, чтобы семя слова Божия пустило корни в жизни человека и изменило ее, от каждого из нас требуется очень большое терпение. Мы должны быть терпеливы к окружающим нас людям, особенно к тем, к кому пытаемся обратить слово Божие. Не следует ждать скорых плодов − надо терпеливо ждать, пока удобрится почва человеческого сердца, пока брошенное семя пустит корень и пока из этого корня начнет произрастать растение. И тогда надо будет очень терпеливо ухаживать за ним, поливать его, обрезать, когда надо, ветви, чтобы это растение принесло большие плоды.

Но нужно терпеливо относиться и к самим себе. Иной раз хочется достичь всего сразу, порой у нас руки опускаются, если не удается достичь в духовной жизни того, к чему стремились. Мы должны не отчаиваться и не опускать руки, но терпеливо ждать того момента, когда семя слова Божия принесет в нас достойный плод. Однако надо не пассивно ожидать этого, а трудиться подобно садоводу, который ежедневно ухаживает за своими растениями, потому что иначе они погибнут. Вот так и мы должны каждый час, каждый день заботиться о том, чтобы земля нашего сердца была взрыхлена и удобрена, чтобы растения, которые Сам Господь насадил в саду нашего сердца, росли и приносили добрый плод. Мы должны набраться терпения для того, чтобы дождаться плодоношения, и не рассчитывать, что плод появится на следующий день после того, как семя упало в землю, или сразу после появления первых ростков. Надо дождаться, пока дерево вырастет, на нем появятся почки, затем распустятся листья, а потом, даст Бог, и плоды оно принесет.

Каждый из нас − Божие насаждение. Господь насадил нас на этой земле, не для того, чтобы мы, словно бесплодная смоковница, только ветви и листья произращали, а для того, чтобы мы приносили плоды. А для этого необходимо не только наше собственное усилие, не только наше собственное терпение, но, прежде всего, присутствие Бога в нашей жизни, потому что если мы растения, то Бог – это садовник, который бросил сначала семя в землю, а потом заботится и ухаживает за ним.

Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам терпение в христианской жизни и помог приносить добрые плоды, которые Он ожидает от нас, дабы наша добрая христианская жизнь стала примером для окружающих нас людей. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС