Print This Post

С 6 по 10 октября 2013 года в Магдебурге прошли VIII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией.

В состав делегации Русской Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский экзархат), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники ОВЦС священник Александр Васютин и священник Алексий Дикарев, профессор протоиерей Стефан Ванеян и доктор теологии Евгений Пилипенко.

В качестве гостей на заседаниях присутствовали представитель Русской Православной Церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин и протоиерей Борис Устименко, благочинный Северного округа Берлинско-Германской епархии.

Немецкая епископская конференция была представлена во время собеседований делегацией, в состав которой входили епископ Магдебургский д-р Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Франц-Йозеф Борманн (Тюбинген), д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Карл Габриэль (Мюнстер), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн.

По приглашению епископа Магдебургского д-ра Герхарда Файге собеседования проходили в епархиальном центре Ронкалли, названном в честь Папы Иоанна XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли). В своем слове епископ Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции архиепископа Фрайбургского Роберта Цоллича и напомнил об исторических истоках Магдебургской епархии, ее связях с Киевской Русью. Епископ Г. Файге также ознакомил участников собеседований с актуальной ситуацией в епархии, в которой католикам приходится жить в секуляризованном обществе.

В свою очередь глава делегации Русской Церкви архиепископ Берлинский и Германский Феофан передал собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и подчеркнул в своем слове, что наряду с богословским диалогом важным аспектом собеседований с Немецкой епископской конференцией является знакомство с церковной жизнью на местах.

VIII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией были посвящены теме: «Кризис ценностей – миф или реальность? Христианские ценности в современном обществе». Тем самым они стали продолжением VI собеседований по христианской антропологии, прошедших в монастыре Вельтенбург в 2009 году, и VII собеседований в 2011 году в Москве на тему о правах человека. На собеседованиях в Магдебурге были обсуждены различные аспекты вопроса о роли в современном обществе ценностей вообще и христианских ценностей в частности.

Социологический подход к тематике был представлен в докладах профессора Карла Габриэля и митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, которые рассмотрели причины изменения ценностей в немецком обществе и на постсоветском пространстве. Профессор К. Габриэль подчеркнул в своем докладе, что с социологической точки зрения можно констатировать не кризис ценностей, а, скорее, переоценку ценностных ориентиров. Это проявилось, прежде всего, в умалении ценностей, связанных с обязательствами (подчинение, послушание и т.д.), в пользу ценностей, связанных с самореализацией (участие в принятии решений, причастность и т. п.). В качестве причины такой переоценки он указал на функциональную дифференциацию общества, рост индивидуализации образа жизни, а также плюрализма в религиозной сфере. На этом фоне необходимо предпринимать новое толкование собственных ценностей в свете ценностей других, руководствуясь принципом сопереживания.

Со своей стороны митрополит Филипп в докладе представил вызовы, возникшие в постсоветском обществе после трех поколений, которые выросли в условиях воинствующего атеизма. Спрос на духовность был столь велик, что впитывались практически любые религиозные идеи. Это привело к синкретизму и впоследствии к индифферентности. Тем не менее, такие традиционные ценности, как семья и христианская вера, по-прежнему играют большую роль. Развивающаяся сегодня виртуализация разных областей жизни ведет к бегству от действительности. На этом фоне Церковь должна показать себя прежде всего как «Церковь для других» (Д. Бонхёффер), дабы свет христианской веры вновь просиял в мире.

В ходе последующей дискуссии стало ясно, что хотя общественные контексты в Германии и странах Русского Православия в силу исторических причин значительно отличаются, тем не менее, в обеих странах близость людей к христианской вере существенно зависит от личного опыта общения с Церковью и ее пастырями. Участники собеседований высказали единое мнение о том, что ценности сегодня больше не могут только перениматься из семейного и социального окружения, но должны быть усвоены и добровольно. Иисус Христос так проповедовал Евангелие Своим современникам, что они восприняли его по своей воле. Поэтому следование ценностям предполагает добровольность. Христианские идеалы должны быть так представлены, чтобы люди сами познали и вместе с тем признали их ценность.

Протоиерей С. Ванеян и профессор Ф.-Й. Борманн в своих докладах рассмотрели тему в антропологической и этической перспективах. Протоиерей С. Ванеян с позиции искусствоведа, прежде всего, подчеркнул значение изобразительного искусства и архитектуры как существенного средства выразительности и одновременно объекта критики и демифологизации традиционных эстетических и этических представлений (в первую очередь, истории православной сакральной образности).

Профессор нравственного богословия Ф.-Й. Борманн напомнил, что понятие ценностей в этических дискуссиях последних десятилетий почти не играло никакой роли. Он констатировал, что существуют реальные, но ограниченные процессы эрозии в сфере ценностей; вместе с тем происходит открытие и усвоение новых ценностей. Он пояснил это на показательных примерах из четырех сфер: охраны жизни, семейных ценностей, экологии и справедливости. Во всех четырех сферах наблюдается амбивалентная ситуация: продолжающийся кризис ценностей сочетается с открытием и признанием новых ценностей. Поэтому для Церкви важно сопровождать общественное обсуждение ценностей как критически, так и конструктивно.

В ходе дискуссии было подчеркнуто, что ценности существуют не «сами по себе», а являются результатом человеческих размышлений о необходимых условиях жизни, наполненной смыслом и полнотой. Многие ценностные представления, которые именуются «христианскими», можно также обосновать в общегуманитарном контексте. На вопрос о специфически христианских ценностях можно ответить, лишь имея в качестве исходного пункта наших размышлений Самого Господа Иисуса Христа: в Нем Бог вочеловечился, дабы люди смогли достичь подлинной человечности и обожения. Поэтому следование Христу лежит в основе христианской этики. Необходимость передать это основание христианских ценностей новым поколениям в условиях плюралистического в религиозном отношении общества, является задачей, которая стоит и перед католиками, и перед православными.

Обсуждение темы в экклезиологической перспективе было связано с докладами проф. Й. Фрайтага и д-ра Е. Пилипенко. Й. Фрайтаг привел основные положения соборной Конституции „Gaudium et spes“, в которой отцы Второго Ватиканского собора описали отношения Церкви и мира в духе неразрывной взаимосвязи этих величин: Церковь никогда не существует без мира как чисто абстрактная величина, но она всегда находится в мире. Церковь и мир соединяются в конкретных людях, которые являются одновременно членами Церкви и членами общества. Сегодня, по прошествии 50 лет после собора, сосуществование Церкви и мира затрагивает прежде всего общество, средства массовой информации и общественное мнение. В связи с этим возрастает важность роли мирян, с одной стороны, как экспертов в различных светских сферах, а с другой —  как участников дискуссий и принятия решений внутри Церкви.

Е. Пилипенко рассмотрел в своем докладе вопрос о том, в какой степени произошедший в Новое время «поворот к субъекту» и идея автономии человека могут быть приемлемы с позиции православной экклезиологии. При этом он определил точки соприкосновения с христологическим догматом, согласно которому человеческая воля также имеет значение для спасения. Признание человеческой автономии заложено в идее синергии, соработничества человека с Богом. Для православной экклезиологии характерна мысль о единстве в разнообразии, имеющем основание в Пресвятой Троице и в образе свободного соединения человеческой и божественной воль во Христе. Общение (кoinonia) непременно включает в себя различные проявления одной и той же веры. В силу этого православная экклезиология содержит в себе потенциал для диалога с современностью.

В ходе дискуссии выяснилось, что различные подходы на Востоке и на Западе к обоснованию автономии взаимно дополняют друг друга. Православная сторона критически относится к одностороннему антропоцентризму. Православному богословию, скорее, свойственен космологический подход, согласно которому все творение предназначено к единству с Богом. Обе стороны согласны в том, что диалог между Церковью и миром – это процесс, в ходе которого развиваются обе стороны: Церковь не только несет свое послание миру, но и кое-что берет от него. Имеющуюся в Церкви и в мире множественность можно воспринимать как взаимообогащение и взаимную коррекцию в том случае, если не нарушается единство в основных вопросах.

Собеседования в целом продемонстрировали, что как Православная Церковь, так и Католическая Церковь находятся в постоянном взаимодействии с обществом, которое они стараются проникнуть христианскими убеждениями. Но это взаимодействие оказывает влияние и на самопонимание Церкви. Переоценка ценностей в обществе иногда отчуждает современного человека от Церкви в некоторых областях жизни, в то время как в иных сферах делает возможным новое понимание ценностей. Это ставит православных и католиков перед совместной задачей внести ясность, что христианские ценности не являются исключительно религиозными категориями, так как их смысл заключается в укреплении оснований общества и раскрытии подлинного человеческого бытия. Таким образом, они могут показать, что Евангелие Иисуса Христа имеет значение и для современного человека.

В рамках VIII богословских собеседований участники посетили Магдебургский кафедральный собор, а также собор в Хальберштадте, осмотрев музей и сокровищницу. В ходе посещения Магдебургского собора членов делегаций приветствовала епископ Евангелической церкви Средней Германии Ильзе Юнкерманн. Премьер-министр федеральной земли Саксония-Ангальт Райнер Хассельгоф дал ужин в честь членов обеих делегаций, за которым говорилось о роли Церкви в свидетельстве о христианских ценностях перед современным обществом. Участники ощутили общность духовных корней двух традиций, присутствуя на вечерне в русском православном храме  Всех святых в Магдебурге и в монастыре бенедиктинцев в Хюсбурге, а также на богослужении, совершенном епископом Г. Файге в католическом соборе Магдебурга в присутствии делегации Русской Православной Церкви.

В заключение было принято решение провести следующие богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией 15-19 июня 2015 г. в России.

Служба коммуникации ОВЦС