В день преставления преподобного Сергия Радонежского митрополит Иларион возглавил Божественную литургию в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры
8 октября 2013 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа на апостолов Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Владыке Илариону сослужили митрополит Рязанский и Михайловский Павел, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима, викарий Воронежской митрополии епископ Острогожский Андрей, епископ Скопинский и Шацкий Владимир, епископ Алатырский и Порецкий Феодор, ректор Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке протоиерей Иоанн Бэр (Православная Церковь в Америке), канцлер Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд, насельники Лавры в священном сане.
По окончании литургии Владыка Иларион произнес проповедь:
«Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца.
Преподобный Сергий научает нас всем своим духовным обликом, всем подвигом своей жизни о том, что исполнимы слова апостола Павла, которые прозвучали сегодня за Божественной литургией: «Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24).
Для тех людей, которые следуют за Христом, на первом месте в жизни стоят не похоти плоти, не человеческие страсти, не земные блага, а Христос, Церковь и проистекающие из Церкви духовные блага. Ради этого такие люди готовы жертвовать своими силами, своим временем, здоровьем, а если нужно, то и собственной жизнью.
Господь в разные эпохи по-разному призывал людей к этому подвигу самораспятия и самоумерщвления вместе со Христом. В первые века христианства этот подвиг означал мученичество, когда всякий человек, который исповедовал веру во Христа, призывался к страданиям и смерти, когда само исповедание веры было подвигом и когда Церковь пряталась в катакомбах и подпольях, чтобы сохраниться и, когда Богу будет угодно, выйти на свободу.
Ровно 1700 лет назад, когда святой равноапостольный император Константин издал свой знаменитый Миланский эдикт, разрешивший христианам свободно исповедовать свою веру, Церковь вышла на свободу, и началось храмостроительство, иконописание, богословское творчество, стали собираться Вселенские Соборы. Это было время великого расцвета Церкви Христовой. И тогда уже не надо было восходить на крест, не надо было через смерть доказывать свою верность Христу, но это стало необходимо делать через весь подвиг жизни. Тогда просияли великие святители Церкви Христовой. Тогда же началось и монашеское движение, которое охватило тысячи христиан: люди покидали свои жилища, оставляли своих родственников, уходили в пустыни и превращали пустыни в города, созидали монашеские селения, чтобы проводить жизнь в бескровном мученичестве, ежедневном подвиге, идя по пути к Царству Небесному. Этот монашеский путь продолжился и в последующие века. И когда при святом князе Владимире христианство пришло на Русь, то и здесь просияли великие подвижники. И каждый из них своей жизнью доказывал слова апостола Павла: те, которые Христовы, распинают свою плоть вместе с ее страстями и похотями.
Таким же был и преподобный Сергий. Такими же были его ученики, которые подвизались в основанном им монастыре. Они ушли из этого мира. Они возненавидели мир со всеми его страстями и похотями. Они предали себя духовному труду, молитве, послушанию, и через этот духовный труд они взошли на вершины богомыслия и богопознания. И этот их труд, этот их подвиг почитается не ниже мученического подвига. Мученичество – это подвиг, совершаемый один раз в жизни, а это подвижничество, это ежедневное умерщвление, это ежедневное отречение от себя и распятие себя вместе со Христом является ежедневным мученичеством. И именно за это мы прославляем угодников Божиих, просиявших в монашеском подвиге.
Очень часто нам кажется, что наши проблемы возникают из-за окружающих нас обстоятельств или из-за окружающих нас людей. Нам кажется, что если обстоятельства сложатся благоприятно или люди вокруг нас будут другими, то не будет в нашей жизни ни страстей, ни похотей, ни грехов, потому что не будет повода для них. Но преподобные отцы-подвижники, которые спасались в пустынях и монастырях, вертепах и пропастях земных, научили нас, что корни страстей и грехов находятся в человеческой душе и если эти страсти и похоти не искоренить из души, то невозможно избавиться и от проявления их, потому что все греховные наклонности человека начинаются у него в сердце. Если человек не будет ежедневно возделывать свое сердце через молитву и пост, если он не будет упражняться в добродетели, если он не будет причащаться Святых Христовых Таин и от Самого Христа получать благодатную силу для преодоления этих греховных склонностей, то невозможно будет ему от них избавиться. Тогда вновь и вновь при разных обстоятельствах они будут проявляться и выходить наружу.
Святые отцы вместе с апостолом Павлом учат нас, что каждый из нас должен искоренять греховные страсти, которые у нас есть. Мы их все знаем. Нам не нужно никого об этом спрашивать. Сама жизнь показывает нам, какие недостатки, слабости, страсти и похоти гнездятся в нашей душе и нашем сердце. А если мы сами этого не чувствуем, то спросим об этом нашего духовника, и он нам подскажет, где и с чем нам необходимо бороться. Но мы должны помнить, что путь христианской жизни – вне зависимости от того, монах ты или мирянин, монахиня ты или мирянка – это путь умерщвления в себе греховных страстей и похотей. Это путь добровольного сораспятия Христу. Это путь мученичества, на который призывает нас Сам Господь.
Будем просить преподобного и богоносного отца нашего Сергия и Радонежских святых, просиявших в этой святой Лавре, чтобы они научали нас тому, что есть истинная христианская жизнь, чтобы они помогали нам преодолевать в себе греховные наклонности и страсти, чтобы по их молитвам все мы двигались беспрепятственно прямым путем к Царству Небесному. Аминь».
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви и все архипастыри, совершавшие в этот день архиерейские богослужения в храмах обители, вышли крестным ходом с чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского на площадь Лавры, где был совершен молебен.
На молебне присутствовала группа иерархов, прибывших в Россию из Сирии: епископ Апамейский Исаак Барака (Антиохийская Православная Церковь), архиепископ Иосиф Абси (Греко-Мелькитская Католическая Церковь), епископ Армаш Налбандян (Армянская Апостольская Церковь, Эчмиадзинский Католикосат); архиепископ Мар Силуан Петр Аль-Немех (Сирийская Ортодоксальная Церковь); архиепископ Самир Нассар (Маронитская Католическая Церковь).
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам преподобного Сергия в Троицком соборе. С балкона Патриарших покоев Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.
Служба коммуникации ОВЦС