Print This Post

9 сентября 2013 года Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в селе Кицканы близ Тирасполя.

Его Святейшество сопровождали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, члены официальной делегации Московского Патриархата, прибывшие с Предстоятелем в Молдавскую Православную Церковь.

Предстоятель Русской Церкви проследовал в Вознесенский храм, где Святейшего Владыку приветствовал наместник монастыря архимандрит
Паисий (Чекан).

Приветствуя священноархимандрита обители митрополита Кишиневского Владимира, отца наместника и братию, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Я бы хотел сердечно всех вас приветствовать и выразить радость в связи с посещением прославленной Ново-Нямецкой обители. Эта обитель связана с подвигами старца Паисия Величковского, который в конце XVIII века возглавлял Нямецкую лавру. Монахи этой лавры, уходя от преследований, основали здесь, на берегах Днестра, Ново-Нямеций монастырь, который был призван продолжать аскетическую традицию старца Паисия. Эта традиция имела огромное значение не только для молдавского, но и для русского монашества – достаточно напомнить, что именно преподобный Паисий перевел с греческого языка на церковнославянский «Добротолюбие» — книгу, которая лежала в основе духовного воспитания всего нашего
> православного народа. Это была настольная книга святого преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Паисий заложил основу того духовного делания, которое получило название старчества. Он был основоположником традиции старчества – то есть традиции высокого духовного наставничества, особого духовного попечения как о монахах, так и о мирянах. Мы знаем, как традиция святого Паисия распространилась по вей Церкви Русской. Я приведу только два примера: Оптина пустынь, известная своими старцами и аскетическим деланием, особенно в XIX и в начале XX века, и Серафимо-Дивеевский монастырь – тот самый, который был создан на месте подвигов преподобного Серафима  Саровского. Эти обители впитали в себя аскетическую традицию, восходящую к старцу Паисию Величковскому.
Духовное делание, которое проповедовал старец Паисий, не может пресечься в Православной Церкви. Что же нужно делать, чтобы традиция подлинного старчества – не псевдостарчества, не младостарчества, которое иногда проявляется среди молодых монахов, – жила и действовала? Нету другого пути как воспитывать в этой традиции наше монашество, призывать монашество думать не о земном, а о небесном. Мы знаем, как в силу определенных  обстоятельств – в первую очередь, связанных со строительством, с реставрацией, с возрождением монастырей, – очень многие монашествующие  оказываются вовлечены исключительно в хозяйственную деятельность. В какой-то момент истории, когда восстанавливались порушенные монастыри, это было необходимо. Но сейчас, я надеюсь, мы с вами вошли в тот период нашего духовного развития, когда монастыри должны уделять большее внимание духовной жизни. А для того, чтобы духовная жизнь не была жизнью начетчика, не сужала кругозор человека, не формировала гордыню и чувство превосходства над другими, не превращалась в лжестарчество, нужно соблюсти три условия, которые восходят к святому Паисию: нужно мыслить, читать и молиться.

Святой Паисий был человеком высокообразованным. Он владел языками, он принадлежал к двум культурам – романской и славянской. Кроме того, он владел и греческим языком, а значит, Он принадлежал и к греческому миру. И восприняв многое от этих духовно-культурных источников, он осуществил некий синтез, который им был предложен в виде особой аскетической традиции. Нельзя, ссылаясь на святого Паисия, отказываться от чтения. Нельзя, ссылая на традицию святого Паисия, отказываться от образования. И конечно, нельзя, признавая авторитет святого Паисия, полностью посвящать себя мирским заботам. Молитва, созерцание, покой, внутреннее делание, осмысление прочитанного, ограждение себя от соблазнов мира сего – вот что заповедал нам святой старец Паисий Величковский.
Только что на площади в Тирасполе я говорил о том, что непременным условием сохранения целостности человеческой личности является способность ограждать себя от искушений и соблазнов, которые сегодня привносятся в нашу духовную жизнь стихиями мира сего. Эти стихии сегодня нельзя отразить высокими монастырскими стенами и крепко запертыми воротами. Эти стихии могут передаваться нам через Интернет, через мобильные телефоны, через общение с людьми. Сегодня требуется особое духовное бодрствование. Я хотел бы именно об этом сказать здесь, в святой обители, хранящей и призванной хранить аскетическую традицию святого Паисия Величковского.

Пусть ваша жизнь протекает в молитве, в духовном сосредоточении, в чистоте, в исполнении обетов. Храните себя также и от воздействия политических страстей, которые раздирают человеческое сообщество. Кто как не Церковь должен нести миру послание примирения? Кто как не Церковь, обращаясь к Кресту Христову и созерцая Его страдания, должен преодолевать грех в человеческом обществе, следствием которого являются страдания?

Дай Бог, чтобы традиция святого Паисия здесь, в этой обители особым образом процветала. Я радуюсь возможности всех вас видеть и передать свое послание: храните мир между собою и с окружающими. Будьте общиной примирения. Храните заветы святого Паисия. Возрастайте духовно. Становитесь очагом духовной жизни, и тогда вокруг вас, по слову святого преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Молитвами святого старца Паисия Величковского, да хранит Господь сию Свято-Вознесенскую Ново-Нямецкую обитель в мире духовном, благополучии, в крепости духа, молитвенной силе и в силе любви!»

В память о пребывании в обители Предстоятель Русской Церкви передал образ преподобного Серафима Саровского.

На месте упокоения епископа Доримедонта (Чекана) Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию.

Затем Предстоятель посетил Успенский храм обители и преподал благословение братии.

 ***

Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь расположен в селе Кицканы Слободзейского района Приднестровской Молдавской Республики в 5 км от Тирасполя и в 10 км от Бендер. Является одним из главных духовных центров Православной Церкви Молдовы.

История монастыря тесно связана с запрутской Нямецкой лаврой, которая была одним из крупнейших духовных центров Молдавского княжества. В конце XVIII века во главе обители находился преподобный Паисий (Величковский), составивший устав монастыря. В XIX веке в правление Александра Кузы в Румынии начались притеснения Церкви, проведена секуляризация монастырских владений, светские власти вторгались во внутреннюю жизнь монастырей. В это время многие иноки покинули Нямецкую лавру. Часть из них переехала за реку Прут, чтобы создать новую обитель.

В январе 1864 года император Александр II утвердил проект основания в лаврских вотчинах Кицканы и Копанка Вознесенского Ново-Нямецкого мужского монастыря.

Строительство монастырского комплекса велось почти 50 лет. Вознесенский соборный храм и колокольня, входящие в состав монастырского ансамбля,  были спроектированы в 1864 году неизвестным петербургским архитектором. Позже, в начале XX века, были возведены остальные постройки: трапезная, больница, каменная кухня и двухэтажный корпус для келий, а также надвратная колокольня. В 1861 году монастырь получил в собственность 1859 десятин лесных угодий, а в 1862 году — село Кицканы.

В состав монастырского ансамбля входят 4 храма: Вознесенский собор (летний), Успенская церковь (зимняя), Никольский храм (семинарский), Крестовоздвиженский (трапезный). Кроме храмов и братских келий в обители есть гостиницы для паломников, церковный музей, библиотека в
которой до наших дней сохранились документы, миниатюры и старинные книги XV—XIX вв., типография и иконописная мастерская.

Монастырская колокольня в своё время была самой высокой в Молдавии. Она имеет 69 метров в высоту и состоит из пяти ярусов. В 7 км от монастыря расположен скит святых мучеников Викентия и Дормедонта.

В мае 1962 года постановлением Совета Министров СССР Кицканский монастырь был закрыт. На его территории была размещена туберкулёзная больница, а в колокольне — музей Боевой славы Ясско-Кишиневской операции. Постепенно здания монастыря приходили в упадок, иконы, книги, церковная утварь и оборудование расхищались.

В 1990-е годы монастырь был восстановлен усилиями архимандрита (впоследствии епископа, ныне покойного) Доримедонта (Чекана).

Служба коммуникации ОВЦС