Print This Post

23 июня 2013 года, в день Святой Троицы, Пятидесятницу, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На праздничном богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди.

По отпусте Литургии и 9-м часе была отслужена великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв.

После богослужения архипастырь обратился к молившимся со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В молитве, которую мы только что слышали, праздник Пятидесятницы назван праздником завершающим. Он завершает долгий период церковного года, который начался в Рождество Христово, прошел через Великий пост, Страстную седмицу, Пасху Воскресения. И вот, наконец, вместе со всей Святой Церковью мы достигли праздника Пятидесятницы. Он называется завершающим потому, что в день Пятидесятницы завершились дела Иисуса Христа на этой земле. Физически Он уже не присутствовал со Своими учениками — за несколько дней до этого Он вознесся на небеса и вместе со Своей человеческой плотью воссел одесную Бога Отца.

Еще на Тайной вечере Он обещал, что даст им другого Утешителя, и в день Пятидесятницы ниспослал Его на святых своих учеников и апостолов. Произошло удивительное чудо, которое не поддается описанию человеческим языком: все люди, которые пришли в этот день и слышали апостольскую проповедь, понимали каждое слово, которое произносили уста апостолов, вне зависимости от того, из какой страны пришли они сами. Но речь также идет о том, что сами апостолы именно в этот день Пятидесятницы окончательно поняли то, о чем им говорил Господь, но для чего уши их оставались закрыты: они призваны на апостольскую миссию. Господь их призвал не для того, чтобы после Его воскресения и вознесения они возвратились к своим рыболовным сетям, а для того, чтобы они стали ловцами человеков и в эти божественные сети спасения уловляли все человечество. Потому «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5): начавшись в Иерусалиме в день Пятидесятницы, проповедь апостолов прошла по всему миру. А то, что апостолы не довершили, они передали своим ученикам так же, как и Сам Господь Иисус Христос после того, как кончилась Его земная жизнь, передал Свою проповедь ученикам — апостолам.

Деяния апостольские говорят нам об этом — самом первом — периоде жизни Святой Церкви. Иисус Христос уже не присутствовал физически с учениками, но они ощущали Его присутствие на каждом евхаристическом собрании, потому что знали, что не апостол преломляет хлеб, но Сам Господь предлагает им Свое Тело, Свою кровь руками апостола. Это сознание присутствия Божия, чувство, что Христос незримо присутствует среди учеников, передавалось из поколения в поколение и дошло до нас. И так со святой Пятидесятницы, которая однажды совершилась в Иерусалиме, она и сегодня постоянно совершается в Церкви Христовой — не только в Иерусалиме, но и в любом другом граде и в самом скромном селе или деревне, где строится храм Божий, где совершаются Божественные таинства. Везде и всегда по молитвам священника и народа Божия, когда это необходимо, Святой Дух сходит и оживотворяет всю жизнь человека. Именно Святой Дух по молитве священника превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христа. Именно Святой Дух присутствует и в других таинствах Церкви, которые помогают нам в нашей жизни, обновляют наше человеческое естество, дают нам новые силы нести наш жизненный подвиг. Именно Святой Дух действует в таинстве рукоположения, когда мирянин становится диаконом, диакон становится священником, священник становится архиереем. Святой Дух подобно тому, как из простых и безграмотных рыбаков соделал богомудрых апостолов, и сейчас избирает на служение Церкви людей, которым дает силы нести служение, превосходящее человеческие силы.

Святой Дух всё собой наполняет. Он наполняет жизнь, каждую весну Он возвращает к жизни, казалось бы, умершую растительность — и вновь зеленеют ветки деревьев, вновь распускаются почки, цветы. Как символ этого действия Святого Духа в день Пятидесятницы мы облачаемся в зеленые одежды. Мы украшаем храм цветами и ветками деревьев для того, чтобы напомнить о присутствии Духа Святого во всей природе и во всем мироздании. Наверное, многие из вас посещали какие-то красивые места и, оставаясь наедине с собой, чувствовали это Божие присутствие в природе, ощущали, с каким искусством создан каждый цветок, листок — ни один не повторяет другого. В каждом из них сокрыто присутствие и безмерная любовь Божия.

Если Господь так возлюбил этот видимый мир, то кольми паче Он возлюбил человека, ради спасения которого Сам Он стал человеком, пришел на землю, воплотился, жил и продолжает жить среди нас! Спасительное дело Христово, которое Он совершил здесь, на земле, через все таинства Своей жизни, начиная от таинственного и неизреченного зачатия во чреве Пресвятой Девы от Духа Святого (Которого Он потом пошлет ученикам), рождения, детства, отрочества, от первых шагов Своего поприща на земле и кончая крестной смертью, воскресением и вознесением — все это было совершено ради человека.

Это совершено не ради какого-то абстрактного человека или отвлеченно понимаемого человечества, а ради каждого из нас, и каждый из нас таинственным образом через участие в жизни Церкви, в таинствах церковных неизреченно приобщается к этому таинству спасения. И мы ощущаем себя здесь, в храме Божием, подобно тому, как ощущали себя в Сионской горнице апостолы, когда собирались, чтобы преломить хлеб и почувствовать, что Христос вновь среди них. Мы здесь ощущаем себя так, как ощущали себя апостолы в день Пятидесятницы, когда Господь отверз им уши и очи сердца для того, чтобы они осознали свое призвание и миссию. Мы ощущаем себя так, как ощущали представители разных народов, перечисленных в сегодняшнем чтении из Деяний апостольских.

Праздник Пятидесятницы — прекрасный и величественный период литургического года, когда перед нашим духовным взором прошли все дела домостроительства Божия от воплощения и рождества Христа до Его вознесения на небо и сошествия Святого Духа. Но жизнь наша продолжается, продолжается литургическая жизнь Церкви, и будут в течение года другие праздники, которые будут вновь вводить нас в реальное соприкосновение с таинственными делами Божиими, которые будут вновь говорить нам о многогранности Святого Духа. И каждый день для каждого из нас остается возможность, приходя в храм, причащаться Святых и Животворящих Христовых Таин.

Кроме особых дней Великого поста, когда Церковь предписывает нам воздерживаться от Святого Причастия из-за покаяния, ради осознания своих грехов, нет такого дня в церковном календаре, когда нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. Если вам говорят, что в какой-то праздник или какой-то день нельзя причащаться, то загляните в церковный календарь: если в этот день совершается Литургия, то это значит, что причащаться можно, потому что если священник выходит с чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верой приступите», — то он обращается ни к кому иному, как ко всем присутствующим в храме. Если священник произносит слова Христовы: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вcu, сия есть Кровь Моя…» (см. Мф. 26. 26-28), — то он произносит их для того, чтобы люди причащались. Поэтому во всякий день, когда мы только захотим, когда у нас есть возможность, время и желание, мы можем соединяться с Господом через таинство Святого Духа. И всякий раз, когда совершается Божественная литургия, Святой Дух сходит на нас.

В молитве, которую мы читали, мы обращаемся к Богу со словами: «Ниспосли Духа Святого Твоего на ны и на предлежащие Дары сия», то есть Святой Дух сходит одновременно на Святые Дары, соделывая их Телом и Кровью Христа, и сходит на нас, делая новым человечеством, новым стадом Божиим и апостольской общиной, в которой дышит Дух Святой.

В этот день, коленопреклоненно прославив Подателя всех благ — прославив Бога Отца за то, что Он послал Сына Своего Единородного в мир, да спасет души наша, прославив Сына Божия за то, что Он ценой собственного страдания совершил это спасение, и прославив Духа Святого, Который пришел благодаря искупительному подвигу Спасителя и продолжает действовать среди нас, — будем просить Господа о том, чтобы Он всегда давал нам силы быть Его апостолами, давал нам благодать слышать то, что Он хочет сказать. Будем молиться о том, чтобы Бог продолжал вести нас по пути спасения, чтобы мы не уклонялись от этого пути и благодаря нашей проповеди все новые и новые члены присоединялись к Телу Христову, дабы все мы достигли уготованного нам Царствия Божия. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС