Print This Post

7 июня, в день, когда Церковь совершает воспоминание третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в завершение паломничества на Святую Гору Афон возглавил служение Божественной литургии в Покровском храме Свято-Пантелеимонова монастыря.

Всех вас сердечно поздравляю с праздничным днем, с третьим обретением главы святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, частица мощей которого находится в этой святой обители. Радуюсь, что, несмотря на очень трудную программу этого трехдневного пребывания на Афоне, в последнюю ночь я имел возможность быть с вами с тем, чтобы разделить молитву и совершить Божественную литургию.

Особенные воспоминания связаны у меня с этим храмом: именно сюда в далеком 1972 году я впервые поднялся по неосвещенной лестнице, потому что в обители не было электричества. Во всем этом огромном корпусе проживало всего семь человек, один из которых даже не мог прийти на Божественную службу. Не было ни одного паломника. И этот образ величественного, наполненного видимыми, вещественными знаками любви нашего народа к Святой Горе храма выглядел одиноким, но не пустым. Хотя людей не было, мысленно каждый из нас, кто был тогда в этом храме, представлял его наполненным людьми, как это было в благочестивые времена великих паломничеств со Святой Руси на Святую Гору Афон, и каждый молился о том, чтобы эти времена вернулись.

Если оценивать ту эпоху с внешней точки зрения, как теперь оценивают любую эпоху светские ученые, используя различные способы анализа и прогноза, то никакого будущего у храма не было. Но вопреки этим объективным устрашающим фактам здесь жили семь иноков — пожилых, больных, немощных; они молились за обитель свою и за Отечество свое. И те небольшие группы, которые прибывали сюда один раз в год ко дню празднования памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, конечно, присоединялись к ним своими молитвами.

Сегодня мы видим совершенно другой Афон: возрождаются монастыри, которые в то время, как и наша обитель, приходили в запустение.  Вспоминаю, как в греческой прессе появлялись статьи, в которых говорилось, что у Афона нет никакого будущего и нужно найти применение всем этим сокровищам. В трудное время, когда в Греции была политическая диктатура, возник страшный проект: превратить Афон в место европейского и всемирного туризма, а для этого нужно было убрать оставшихся иноков, и в первую очередь, русских иноков. Именно поэтому было невозможно направить сюда практически ни одного человека.

С благоговейной памятью я выражаю признательность покойному владыке Никодиму, который сделал, казалось бы, невозможное, и было получено разрешение на приезд нескольких иноков из Советского Союза сюда, на Афон. Конечно, они не изменили радикально ситуацию, но произошло самое главное: те, кто родился в советское время, прибыли на Афон так же, как и прибывали на Святую Гору их благочестивые предки. Как будто сомкнулось время. Тогда мы почувствовали, что, несмотря на самые тяжелые условия, в которых проживали в ту пору афонские иноки здесь, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, будет гореть лампада русского Православия на Святой Горе. И по милости Божией так и произошло.

Сегодня, когда я вижу большое количество братии, среди которых — много молодых людей, преданных монашескому служению, готовых свою жизнь связать с этим святым местом, когда взираю на членов своей делегации, многих паломников, в числе которых — те, которые представляют государственную власть, бизнес, являются людьми известными в нашей стране, то поневоле вспоминаю слова великого прокимна: «Ты еси Бог творяй чудеса». Это великое чудо воскрешения Руси, преображения Афона произошло на наших глазах. По крайне мере, я видел Афон в упадке и ныне имею счастье видеть его во славе. Это счастье, потому что Бог помог мне увидеть Его руку как над Святой Горой Афон, так и над Отечеством нашим.

Сегодня на Афоне при активном участии нашего верующего народа осуществляются большие ремонтные, реставрационные работы и здесь, в этой обители, и в других обителях — как славянских, так и неславянских. Так было всегда: Русь никогда не жалела своих ресурсов для поддержания Православия. Достаточно проехать по обителям Афона, чтобы увидеть, что в каждой из них остались знаки любви народа нашего к Святой Горе Афонской. И самые величественные кивоты, паникадила, потрясающей красоты облачения, утварь – все это от сердца своего отрывал народ наш, не будучи богат, для того, чтобы излить свою любовь на это святое место. И сегодня происходит то же самое. Россия еще не является настолько богатой страной, чтобы все люди жили в достатке. Еще очень много тех, кто нуждается, особенно в сельской местности, на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, люди живут намного беднее, чем в европейских странах, но у верующих хватает любви к Афону, чтобы отделять что-то от себя и отправлять на Святую Гору и в другие места благочестивого паломничества.

Особого внимания заслуживают те люди, которые своим личным состоянием, политическим влиянием содействуют возрождению Афона. Сейчас в этой обители происходят большие ремонтно-восстановительные работы, которые осуществляются фондом, созданным несколько лет назад тогдашним Президентом России Д.А. Медведевым и Патриархом. Под нашим сопредседательством этот фонд собирает средства для того, чтобы полностью восстановить утраты, которые понес Свято-Пантелеимонов монастырь, Старый Русик, Ксилургу, Новая Фиваида и другие места нашего присутствия. Среди нас находится А.Д. Беглов, который представляет Президента России и которому со стороны государства поручено курировать работу этого фонда. Вчера Александр Дмитриевич сопровождал меня, рассказывал о тех больших делах, которые уже сделаны, и радовалось мое сердце. Однако еще многое предстоит сделать.