Print This Post

2 июня 2013 года, в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон.

Предстоятелям Русской и Элладской Церквей сослужили члены официальной делегации Московского Патриархата: митрополит Волоколамский Иларион, епископ Солнечногорский Сергий, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Игорь Якимчук, протодиакон Владимир Назаркин.

В числе иерархов Элладской Православной Церкви, сослуживших за воскресной Литургией, — митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий, митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма, митрополит Сисанийский и Сиатистийский Павел, митрополит Коринфский Дионисий, епископ Христианупольский Прокопий и епископ Диавлийский Гавриил.

В алтаре молились глава Автономной Синайской Архиепископии архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, архипастыри Элладской Церкви.

В храме присутствовали председатель Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы,  президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Попов, глава Сергиево-Посадского муниципального района В.Н. Коротков, президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев.

Богослужение, за которым молилось множество верующих, совершалось на греческом и церковнославянском языках. Святейший Патриарх Кирилл произносил некоторые возгласы на греческом языке.

За Литургией пели византийский хор святого Дионисия под управлением г-на Папандопулоса и сводный русский хор Панагия Сумела (регент – Ангелина Соху).

На греческом телеканале ERT1 велась прямая трансляция из храма.

По запричастном стихе в приветственном слове к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Блаженнейший Архиепископ Иероним отметил: «Ваше благословенное присутствие позволяет нам в силу того, что мы вместе участвуем в Божественной Евхаристии, выразить самые глубокие чувства братской любви и почтения, которые мы испытываем к Вам и Русской Церкви, а также с особой силою свидетельствовать о многовековых братских узах, существующих между нашими Церквами. Нас связывают общая историческая память и общая борьба, а кроме того, нас соединяет жизнь в Таинствах и общее свидетельство во исполнении нашей миссии в современном мире».

Созидание церковного единства не является некой данностью, но подтверждается опытом жизни Церкви, напомнил Блаженнейший Владыка: «Это плод Духа Святого и постоянного подвига церковной общины, выражение евхаристического сознания Церкви и отражение общения между Лицами Святой Троицы. В конечном итоге посредством проповеднического служения и совершения святых Таинств Церковь простирается повсюду, передавая свою любовь всем людям, ближним и дальним, равно как и всему творению Божию».

Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним подчеркнул, что Церковь существует для того, чтобы объединять людей, «да вси едино будут» (Ин. 17. 21). «Несмотря на разделение в административном плане, Православие продолжают объединять общая вера и этот общий союз мира и любви о Христе – любви, которая не знает границ и благодаря которой во все времена в Церкви сохраняется единство и истина, — продолжил он. —  И несмотря на то, что каждая Поместная Церковь сохраняет какие-то свои особенности, тем не менее, все вместе они являются живыми членами единого Тела, которое деятельной верой составляется в евхаристическом смысле во единую, соборную и апостольскую общину».

Коснувшись темы сегодняшнего евангельского чтения, Блаженнейший Архиепископ Иероним напомнил, что при разговоре с самарянкой Христос открыл ей «источник жизни» —  то самое дыхание жизни, которым на протяжении истории Он оживлял Элладскую и Русскую Церкви. «Честные иконы с ликами святых, окружающие нас в этом святом храме, освященном во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, являют собой истинное доказательство необходимости углубления нашего духовного общения и совместной деятельности, «верою и словом, и разумом, и всяцем тщанием, и любовию, еже от вас к нам»(2 Кор. 8, 7) ради пользы всех братьев и сестер наших, — сказал Его Блаженство. — От всей души желаю, чтобы этот источник жизни, общая наша надежда и вера в Иисуса Христа, всегда укрепляли наши верующие народы в постоянно меняющемся мире, когда от нас больше, чем когда-либо, требуется общее свидетельство христианской любви, любви ко всем без различия, бескорыстного служения и единства о Христе».

В память о совместном служении Предстоятель Элладской Православной Церкви преподнес Святейшему Патриарху Кириллу икону Спасителя с предстоящими святыми Кириллом и Мефодием и другими угодниками Божиими.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму:

«Ваше Блаженство,
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Словами этого пасхального приветствия мы вновь и вновь свидетельствуем о победе Христа над адом и смертью. Эта победа – вершина того всеобъемлющего дела, которое Господь наш Иисус Христос совершил за три года Своего общественного служения. Провозвестив новый совершенный закон любви и основав на камени апостольской веры Святую Церковь, Господь продолжает управлять ею и заботиться о ней. Он Сам очищает нашу жизнь живыми водами благодати и укрепляет наши телесные и душевные силы Телом и Кровью Своими. Он Сам ведет по истории Свой новый избранный народ, не знающий разделений по этническому, социальному, половому или еще какому-либо иному признаку: нет уже иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все – одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3, 28).

Все это домостроительство Божие, как в капле воды, отражается в слышанном нами сегодня евангельском повествовании о беседе Христа с самарянкой близ колодца Иакова (Ин. 4, 4-42). В этой поучительной истории, донесенной до нас святым евангелистом Иоанном Богословом, есть всё: и утверждение нравственной основы жизни, и преодоление этнических различий, и превосходство духовного над материальным.

Сегодня, спустя почти два тысячелетия после этого события, мы собрались в этом святом храме, чтобы сообща совершить Святую Евхаристию, наполниться бесконечной жизнью Христовой, насладиться Его неистощимой пищей, чтобы соединиться друг с другом в братском единомыслии и общении во Святом Духе, чтобы явить наше единство во Христе.

И мы сообща свидетельствуем, что не тщетна наша вера. Не тщетно Спаситель ради нас восшел на Крест и нисшел до глубин ада. Не тщетно святые мученики отдавали свои жизни за Христа, в том числе и совсем недавно, в середине XX века в нашей стране.

Мы утверждаем, что для нас, христиан, по-прежнему актуально устроение жизни по законам милосердия и нравственной чистоты; для нас не существует, не должно существовать частных интересов, которые могли бы затмить наше единство по вере; что в нашем богопочитании для нас главным является не внешнее соблюдение обычаев и обрядов, но внутреннее непрестанное горение духа; что во главу угла мы по-прежнему ставим духовное, а не материальное.

Сегодня народы многих стран с многовековой христианской историей стоят перед серьезным цивилизационным выбором: строить свою жизнь с Богом или без Него, принять за норму отсутствие нравственных ограничений или же руководствоваться возложенной на нас Творцом ответственностью за свои слова и поступки, за принимаемые законы, за общий настрой жизни. В этих условиях особым образом важна роль Церкви, которая во всех местах своего земного пребывания, будь то в Греции, России, Украине, Белоруссии, Молдове или других странах, не устает напоминать о том высочайшем призвании, которое нам оставлено в наследство Христом: быть солью для всего мира, быть светом для всей вселенной, быть закваской для всего человечества.

Находясь в сем благолепном храме, посвященном святому Пантелеимону, имя которого означает «Всемилостивый», уместно упомянуть о социальном служении Элладской Церкви, которая, видя бедствия людей, простерла к ним свою милостивую руку помощи. Представляя Церковь Русскую, свидетельствуем вам, что и в наших сердцах отозвалась боль единоверного греческого народа. И несмотря на то, что наши прихожане живут в основном небогато, они вложили свою скромную лепту в поддержку дел милосердия братской Элладской Церкви.

Ваше Блаженство! Находясь в эти дни в гостеприимных дворах Элладской Православной Церкви, от всего сердца благодарю Вас за любовь и радушие, которыми Вы нас окружили. Радуюсь нашему единодушию. Невзирая на различия в языке, обычаях, даже в каких-то обрядовых деталях, нас объединяет намного большее и значимое – наша любовь к Богу, наша жизнь по вере, общая перспектива вечности, придающая силы в духовной борьбе и дающая направление нашей деятельности.

Милость и благословение Божие да пребудут на благочестивом греческом народе и всех единоверных братьях. Аминь».

Святейший Патриарх подарил Блаженнейшему Иерониму Казанскую икону Божией Матери, отметив, что Русская Церковь празднует особое историческое событие – 400-летие прекращения смуты.

Святейший Патриарх кратко рассказал о смуте начала XVII века, ставшей одной из наиболее мрачных страниц в истории русского народа. Его Святейшество подчеркнул, что, следуя к Москве, чтоб освободить ее от польских интервентов, русское ополчение несло с собой Казанский образ Пресвятой Богородицы, незадолго до того явленный в Казани. «Для нас 4 ноября является государственным праздником — Днем народного единства, в этот день мы также празднуем день иконы Божией Матери «Казанской», которая стала символом освобождения Руси, символом сохранения православной веры, символом сохранения национального духа, идентичности, символом подлинной независимости», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

В алтаре храма святого великомученика Пантелеимона состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с клириком Элладской Православной Церкви протоиереем Иоанном Диотисом. Отец Иоанн поблагодарил Святейшего Патриарха за врученный ему орден святителя Макария Московского (III степени), которым были отмечены его многолетние труды по переизданию Греческой патрологии Миня в 168 томах.

Служба коммуникации ОВЦС

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея РУси