Print This Post

Вечером 3 мая 2013 года, в канун Великой субботы, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион в московском храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.

Владыке Илариону сослужили настоятель Крестовоздвиженского скита в  Лугано (Швейцария)  схиархимандрит Гавриил (Бунге), сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к собравшимся на богослужение с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы совершили чинопоследование, которое называется чин погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы слышали евангельский рассказ о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа на Кресте, о том, как ученики, оставив Его, бежали, как после Его смерти тайный ученик Христа Иосиф вместе с другим тайным учеником Никодимом пришли для того, чтобы, сняв Тело Иисуса с Креста, похоронить Его в новом гробе, который был высечен в скале.

Господь наш Иисус Христос упокоился Своей человеческой плотью. Но, как мы верим и как учит Церковь, Его Божество ни на один миг не разлучалось с человечеством, и в смерти тоже. И когда Господь висел на Кресте и чувствовал муки богооставленности, тогда Божество и человечество пребывали в Нем неразлучно. Когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте и был погребен, то Своим Телом Он находился во гробе, а Его душа, как учит Церковь, сошла во ад для того, чтобы и там проповедать волю Божию о спасении всякого человека.

Как говорится в одном из песнопений, которое мы сегодня слышали, Господь пришел на землю, чтобы найти падшего Адама, но не найдя его здесь на земле, спустился в адские бездны и там обрел его. Этим падшим Адамом является все человечество и каждый человек, потому что каждый человек, подобно ему, был приведен в этот мир для того, чтобы наслаждаться близостью Божией, чтобы еще в этом мире жить как бы в раю, вкушая от плодов благости, любви и благодати Господа. Но каждый человек в своем собственном жизненном опыте повторяет грех Адама.

Христианское богословие учит что, адамов грех распространяется на все человечество не потому, что мы с вами ответственны него, а потому, что несем ответственность за свои собственные грехи и каждый из нас на том или ином этапе нашей жизни многократно совершает грехопадение и уклоняется от Бога.

И потому Господь пришел не для какой-то абстрактной цели, не для неопределенной человеческой массы — Он пришел для каждого конкретного человека, для каждого Адама и для каждой Евы, для того, чтобы спасти их и вернуть в то райское блаженство, от которого те отпали. А тех, кого Он не нашел на земле, кто перешел в мир иной до того, как Господь пришел сюда, Он пошел искать в адские бездны для того, чтобы вывести их оттуда. И таким образом Христос, по словам апостола Павла, стал Новым Адамом: все то, что Адам своим грехом в человеческой природе исказил, Новый Адам Своей безгрешной смертью в человеческом естестве восстановил. За каждый грех Адама, за каждый грех всякого Адама и всякой Евы, когда-либо живших на земле, Господь заплатил Своей драгоценной Кровью и Своей драгоценной смертью — смертью, которая не поддается никакой человеческой логике и которую не вмещает никакой человеческий ум.

Сыны и дщери Адама на протяжении веков жили и умирали. Они жили, потому что Господь привел их в этот мир, а умирали, потому что грех распространился среди людей, и прямым последствием греха стала смерть. Уже невозможно было человеку согрешившему перейти в жизнь иную иначе, как через страдания и смерть. Этим путем всея земли прошел и Господь наш Иисус Христос – Бог, ставший человеком. Он прошел этим путем для того, чтобы по нему нам было не страшно идти. Он воскрес для того, чтобы воскресить все человечество, все великое множество Адамов и Ев, которые жили на земле, живут на ней ныне и будут жить потом.

И то поле мертвых костей, о котором мы слышали сегодня в пророчестве Иезекииля, есть дом Израилев, но новый дом Израилев – человечество, искупленное драгоценной кровью Христа. Как все во Адаме умирают, так во Христе все оживут, говорит нам святой апостол Павел (см. 1 Кор. 15: 22). Как через Адама и через грех каждого из нас человечество превращается в поле, наполненное мертвыми костями, так через воскресение Нового Адама человечество воскресает к жизни вечной и сухие кости облекаются плотью. Господь вдыхает в них дух жизни, и полчище сынов Израилевых становится новым воскресшим человечеством. Вот какие благодеяния происходят для человечества и для каждого из нас от гроба Господня.

Вот для чего было необходимо Самому Богу пройти через страдания, смерть и воскресение. Не для Него это было нужно, а для нас, чтобы избавить нас от последствий греха и открыть нам двери в Царство Небесное.

Будем с любовью, благоговением и страхом поклоняться живоносному гробу Спасителя, лежащей на нем Плащанице с изображением мертвого Бога, Который стал мертвым для того, чтобы нас оживить.

Будем просить Господа, чтобы для каждого из нас Он открыл путь, ведущий в Царство Небесное, — путь от смерти к жизни, от греха к воскресению из мертвых. Аминь.

Служба коммуникации ОВЦС