Митрополит Иларион: Из гроба, в котором погребен Сам Бог, ставший человеком, воссияло спасение для всего человечества
3 мая 2013 года, в Великую пятницу — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в столичном храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Перед плащаницей был прочитан канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы».
Владыке Илариону сослужили настоятель Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии (Лугано, Швейцария) схиархимандрит Гавриил (Бунге), сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Во время вечерни, на которой мы выносим Плащаницу с изображением погребенного Господа нашего Иисуса Христа, мы слышали чтения из Ветхого Завета. Одно из них – из книги Исход — было посвящено тому, как Бог явился Моисею, который просил явить ему славу Божию. Бог провел эту славу над Моисеем в таинственном облаке, и Моисей услышал имя Божие – Господь, которое и стало откровением сущности Божией для вождя израильского народа. Это богоявление в иудейской традиции считалось одним из самых славных и величественных, потому что Господь явился Моисею особым образом, и даже лицо спустившегося с горы Моисея сияло особым светом так, что люди не могли взирать на него. Эта Божественная слава, явленная израильскому народу, вдохновляла его на духовную и религиозную жизнь на протяжении веков. Даже когда люди уклонялись от пути Божия на путь лукавства, память об этом великом явлении Божием вновь и вновь помогала им возвращаться на путь спасения.
Мы слышали сегодня и пророчество из книги пророка Исайи о муже, который взял на себя человеческие грехи и понес болезни, который был уязвлен и изранен, который не имел ни вида, ни красоты, которому были нанесены тяжкие раны. Это пророчество уже о совсем другом богоявлении — явлении Бога не в славе и силе, а в немощи человеческого естества. Это пророчество о явлении Бога, Который пришел на землю для того, чтобы взять на себя грехи людей, был изранен и уязвлен, умер для того, чтобы спасти все человечество.
Между этими двумя явлениями Бога прошла вся Священная История Ветхого Завета. Таинственным образом пророчески Исаия прозрел грядущего Мессию — не таким, каким Его ожидали люди, но таким, каким Он действительно явился. Пророк узрел Божественную славу в этом скорбном облике Человека израненного, уязвленного, униженного, оскорбленного, Человека, который пострадал, взял на Себя болезни людей для того, чтобы исцелить их от болезней, от грехов.
Это видение Мужа скорбей и сегодня предстоит перед нашим духовным взором, когда мы стоим перед плащаницей Господа Спасителя. Перед нами в эти Страстные дни прошла вся история Страстей Христовых. Мы слышали о том, как Господь был предан одним из Своих ближайших учеников, как другие Его оставили, как от Него отрекся ученик, которому Господь повелел пасти Свою Церковь. Мы слышали о том, как первосвященники и книжники осудили Христа на смерть, как римский прокуратор, не нашедший в Нем вины, тем не менее, подписал Ему смертный приговор. Мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос был пригвожден ко Кресту и как Он молился о Своих распинателях: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают» (см. Лк. 23: 34). Мы слышали о том, как умирал на Кресте Богочеловек и Спаситель наш Иисус Христос. Мы слышали Его последние слова и последний вздох, с которым Он испустил дух, предав Свою душу в руки Бога Отца. Мы слышали, как Его Тело было снято учениками, приготовлено к погребению, как Он был положен в новом гробе, а к этому гробу был привален тяжелый камень.
Все это, казалось бы, говорило о конце истории, ведь что еще могло последовать за этой смертью и погребением? Мы слышали слова скорби и отчаяния в каноне на плач Пресвятой Богородицы, Которая потеряла Своего Сына и говорила: «Отныне не будет Мне радости, потому что Радость Моя зашла во гроб, не будет Мне солнца, потому что Солнце Мое закатилось». Кто из учеников, кто из тех, кто следовал за Иисусом, мог в эти минуты представить себе, что история Церкви, история христианства с этого только начиналась? Кто мог представить себе, что не пройдет и трех дней, как Муж скорбей, уязвленный за грехи людей, воскреснет и будет являться людям в новом преображенном теле, так что они не сразу будут узнавать его? Все это было в тот момент сокрыто и от учеников, и от Божией Матери. Они в страхе и трепете предстояли пред гробом, думая, что все их надежды рухнули, что жизнь их Учителя закончилась, что завершилась и их миссия на земле.
Господь наш Иисус Христос в течение всего времени Своего земного служения учил людей словом и делами. Он многое сказал Своим ученикам и многое сказал народу. Даже предстоя на суде у первосвященников и Пилата, Он поначалу еще отвечал на вопросы. Но в какой-то момент Он замолчал, потому что все, что можно сказать, уже было сказано, все, что можно было сделать, было сделано, и оставалось только взойти на Крест и умереть.
Это молчание Господа перед лицом тех, кто клеветал на Него, кто осуждал Его, не менее поучительно для нас, чем слова Господни. Своим молчанием и Своей смертью Господь научил нас еще больше, чем научил Своими словами, потому что, придя в этот мир, Он пришел не для того, чтобы здесь жить и здесь остаться, но для того, чтобы умереть и весь этот мир повести за Собой в горние высоты Небесного Царства, куда стремился Моисей всем своим сердцем. Таинственным образом этого горнего Царства была небошественная гора Синай, на которую спускался Господь для того, чтобы явить славу Свою.
Эта слава Божия будет явлена всему человечеству в последние времена, когда Господь вновь придет, но уже не как изъязвленный и израненный Муж скорбей. Он придет во всей Своей славе и будет явлен человечеству не тем же образом, как явился Моисею, так что Моисей мог увидеть Его только сзади. Лицо Его будет явлено тогда всему человечеству.
Эта смерть, этот крест, этот гроб были необходимы для того, чтобы избавить человечество от смерти, от гроба, от тления и от отчаяния. Из этого гроба, в котором погребен Сам Бог, ставший человеком, воссияло для всего мира спасение, воссияла для всякого человека надежда. Об этой радости Господь говорил Своим ученикам на Тайной вечере: «Вы будете иметь скорбь, но скорбь сменится радостью, той, которую никто не отнимет от вас» (см. Ин. 16: 20-22).
Сейчас мы предстоим перед гробом Господним в скорби и оплакиваем смерть Спасителя. Но в отличие от учеников, которые не ведали, что последует за этой смертью, мы знаем, что ей на смену придет воскресение. Мы знаем, что это не только случилось с Иисусом, но случится и с нами, поэтому и на свою собственную смерть смотрим без страха, о своем гробе думаем без отчаяния. Мы с надеждой взираем на то будущее Царство, которое Господь уготовал всем нам, которое Он даровал нам Своей Кровью и Своей Крестной смертью. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС