Print This Post

30 апреля 2013 года, в Великий вторник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Литургию Преждеосвященных Даров в сослужении настоятеля Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии (Лугано, Швейцария) схиархимандрита Гавриила (Бунге),  секретаря ОВЦС по межхристианским связям протоиерея Димитрия Сизоненко, сотрудников ОВЦС в священном сане и клириков храма.

Обратившись к молившимся в храме со словом проповеди, архипастырь сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В дни Страстной седмицы мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Евангелия оставили нам достаточно подробный рассказ об этих днях и о том, что Господь наш Иисус говорил Своим ученикам.

Сегодня среди притч и наставлений, которые мы слышали, была притча о десяти девах, из которых пять были разумными, а пять – неразумными. Девы были по иудейскому обычаю приглашены на брак, но жених запаздывал. Те девы, у которых светильники были заправлены маслом, ожидали его спокойно. Когда в полуночи раздался глас: «Се, жених грядет! Выходите в сретение ему», то они зажгли свои светильники и вышли ему на встречу. Неразумные девы взяли с собой светильники, но в их светильниках не было масла. Когда они услышали тот же самый призыв, спохватились и начали думать, где им найти масло. Но, конечно, в столь поздний час невозможно было его найти. В итоге одни вошли на брак, и двери за ними затворились, а другие остались вне брачного чертога, потому что не подготовили себя к встрече с женихом (См. Мф. 25, 1-12).

Эта притча говорит нам о Втором пришествии Христа, о котором Господь особенно много говорил со Своими учениками в последние дни перед Своей Крестной смертью и Воскресением. Эта притча напоминает, что мы не знаем, когда наступит Второе пришествие. В течение многих веков люди ожидали, что оно вот-вот случится, однако оно не происходило, потому что Жених замедляет Свое Второе пришествие по каким-то Ему Одному известным причинам. Но это не значит, что мы можем расслабиться, спокойно предаваться земным наслаждениям и утехам, потому что Жених придет когда-то там в отдаленном будущем.

Второе пришествие Спасителя может наступить в любой момент, и человечество для этого вполне созрело. Но самое главное для каждого из нас – то, что в любой момент может наступить смертный час. Сегодня мы не знаем, сколько еще нам отпущено лет. Кому-то — и пятьдесят, и шестьдесят, кому-то — двадцать или тридцать, а кому-то осталось, может быть, несколько месяцев или несколько дней.

Мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми к встрече с Небесным Женихом, а это значит, что, во-первых, мы должны как можно чаще посещать храм Божий и духовно питаться Небесным Хлебом – Телом и Кровью Христовыми. Мы должны держать свои светильники заправленными маслом, то есть всегда пребывать в молитве, обращаться к Богу каждое утро, каждый вечер и в течение дня с молитвой о том, чтобы Господь простил нам грехи и сделал нас готовыми к встрече с Собою, когда Он соблаговолит прийти к нам вновь, но уже не в зраке раба, но в образе славы и силы, как и предсказал нам.

Елей – это еще и образ милости. Греческое слово «елей» созвучно слову «милость». Конечно, эта притча напоминает нам о делах милосердия, которые мы должны делать по отношению к нуждающимся. Об этом говорят и слова Христа о Страшном суде, которые мы тоже сегодня слышали, ибо на Страшном суде произойдет то же, что произошло в притче о десяти девах: одни войдут внутрь чертога, а другие останутся вне его, потому что двери будут затворены. Внутрь чертога войдут те, которые накормили нуждающихся, помогли бедным, ввели в свои дома нищих и бездомных, а вне чертога останутся люди, которые всего этого не сделали. И Господь говорит: «Все, что вы делали или же не делали одному из братьев ваших меньших, то вы делаете или не делаете Мне» (см. Мф. 25. 34-45). Господь имеет полное право так говорить, потому что Он стал одним из нас. Он принял на Себя этот образ раба и прошел через все скорби и испытания человеческой жизни. Поэтому Он отождествляет Себя с каждым из нас. Судьба каждого человека, в том числе людей страждущих, бедных, больных, бездомных, Ему небезразлична. Но Он этих людей поселил среди нас — здоровых, имеющих дома, насущный хлеб — для того, чтобы мы им помогали, чтобы в каждом из нуждающихся мы узнавали Самого Христа.

Господь в последние дни Своей земной жизни напоминал Своим ученикам и через них всем нам о том, как мы должны жить и как должны ожидать Его Второго пришествия.

В эти Страстные дни, вслушиваясь в евангельские слова, будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам силы — прежде всего, духовные, но и физические —  быть христианами не на словах, а на деле, бывать в храме Божием, причащаться Святых Христовых Таин, проводить свои дни в молитве и помогать тем людям, которые нуждаются в нашей помощи. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС