Митрополит Иларион: Только когда человек встречает Бога, душа его насыщается, успокаивается и радуется
28 апреля 2013 года, в Неделю ваий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию в сослужении сотрудников ОВЦС в священном сане и клириков храма.
В проповеди к прихожанам, заполнившим храм, архипастырь сказал:
«Ныне, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим, за Литургией прозвучали слова апостола Павла, обращенные к нам: «Радуйтесь всегда в Господе; и паки говорю: радуйтесь» (Флп. 4. 4). Эти слова говорят нам о духовном состоянии, в котором призваны пребывать все христиане, — это состояние духовной радости.
Слово «радость» употребляется очень часто и по разным поводам. Люди говорят о маленьких радостях жизни, о больших семейных или профессиональных радостях. И многие думают, что радость приходит благодаря успеху, приобретениям, разного рода земным стяжаниям.
Радость, о которой говорит апостол Павел, — совсем иного рода. Это не чувство, которое охватывает женщину, пришедшую в магазин и купившую красивую блузку, и не то, что ощущает бизнесмен, совершив хорошую сделку. Она не похожа и на удовольствие, которое получает человек, проведя целый день в развлечениях. Это радость совершенно иного рода: она абсолютно не зависит от внешних обстоятельств жизни и ей только препятствуют земные стяжания, удовольствия и успехи.
Апостол говорит нам про радость о Господе – особое духовное состояние, происходящее от того, что человек ощущает близость к себе Бога, присутствие Его в своей жизни. Это та радость, которую мы испытываем, приходя в храм Божий, участвуя в совершении Божественной литургии, причащаясь Святых Христовых Таин, слыша песнопения и молитвы церковные, когда сердце наше раскрывается навстречу Богу и принимает Его внутрь себя. Это особое духовное состояние, которое помогает нам в нашей земной жизни не зависеть от земных приобретений, земных радостей и стяжаний, потому что та радость всегда пребывает с нами вне зависимости от времени года, погоды, состояния здоровья и жизненных обстоятельств.
Радость, на которую часто люди ссылаются и которая приходит от земных приоритетов, бывает скоропреходящей и недолгой. А очень часто бывает так, что события, которые должны были бы, казалось, стать источником радости, вовсе не становятся таковыми: человек делает успехи, а радости нет; приобретает богатство, а радость не приходит. И он спрашивает себя: «Почему?» Это происходит потому, что человек создан для других радостей, для других наслаждений, его душа не может насытиться земными стяжаниями, приобретениями и успехами. Только когда человек на своем жизненном пути встречает Бога, душа его насыщается, успокаивается и радуется.
Мы сегодня празднуем Вход Господень в Иерусалим и слышим о том, как дети радовались, когда видели Иисуса, грядущего на осляти во Святый град. Вряд ли они осознавали богословское значение этого события, вряд ли понимали, для чего и зачем Господь входит в Иерусалим. Но они чувствовали своим сердцем, своим детским умом, всем своим естеством, что грядущий на осляти есть Тот, Кто приносит миру и человечеству радость. Они, наверное, не знали, каким образом Христос ее приносит, потому что еще предстояло открыться той тайне Церкви, которая только после крестной смерти и воскресения Спасителя была дарована всем людям, но интуитивно они уже ощущали ту радость и ту благодать, которая исходит от Бога воплотившегося.
Очень часто дети оказываются впереди взрослых, когда речь идет о благодати Божией, — они беспрепятственно воспринимают эту благодать. Вот почему мы в Православной Церкви с самого младенчества приучаем детей ко святому Причащению и полноценному участию в церковной жизни. Пройдут долгие годы, пока младенец станет ребенком, юношей, взрослым, пока он научится понимать смысл богослужебных текстов. Но мы не ждем до тех пор, пока он придет в полный сознательный возраст, а приобщаем его к благодати Таинств Божиих с самого младенчества именно потому, что в детской душе нет препятствий для того, что эта благодать приносила ребенку добрые плоды, ей ничего не препятствует радоваться о Господе. Тогда как взрослым людям радоваться о Господе препятствуют грехи, земные заботы, стяжания и тяжбы.
И очень часто оказывается, что те вещи, которые становятся причиной радостей земных и человеческих, как раз и препятствуют человеку чувствовать радость о Господе, потому что в его сознании, в его уме, в его сердце места нет для Бога — оно занято другими приоритетами и стяжаниями.
Бог призывает нас через святого апостола Павла радоваться о Господе всегда. Это значит, что и в трудных жизненных обстоятельствах, в болезнях и скорбях мы можем иметь радость о Господе, которая исходит от самого Бога. Ее никто и никогда не может у нас отнять, кроме нас самих, когда мы ведем жизнь греховную, когда мы на первое место ставим не Бога, не Церковь и Таинства, не жизнь по Евангельским заповедям, а земные ценности, приоритеты и успехи».
Затем владыка Иларион рассказал верующим о Страстной седмице, которая начинается вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим:
«Этот радостный праздник сменяется скорбным настроением Страстных дней: священники из светлых облачений вновь переоблачаться в темные, и мы будем вспоминать день за днем и час за часом последние дни и часы земной жизни нашего Спасителя. Мы будем сострадать нашему Спасителю, оплакивать грехи тех людей, которые привели Его на смерть; мы будем ощущать самих себя стоящими среди этих людей.
И в то же время мы будем чувствовать благодатную помощь Божию, которая исходит от Спасителя, грядущего на вольную смерть нашего ради спасения. Мы будем ощущать благодатную силу, которая проистекает от Источника жизни – Господа Иисуса Христа, висящего на Кресте. Мы будем поклоняться Кресту Христову, Святому Гробу Спасителя, будем читать евангельские отрывки, посвященные страстям Христовым, совершать чин погребения Спасителя, а в Великую субботу мы вновь во время Литургии переоблачимся в светлые одежды и услышим спасительную весть о Воскресении Христовом.
Если мы внутренне и духовно подготовимся к этому важнейшему событию литургического года, то оно станет и важнейшим событием в нашей собственной духовной жизни, потому что мы ощутим, что как Христос воскрес, так и наши души Он воскрешает Своей благодатью. Мы ощутим то, о чем говорил Господь на Тайной вечери Своим ученикам, когда шел на страдания и Крест. Он сказал им: «Вы будете иметь скорбь, но потом скорбь сменится радостью, и эту радость никто не отнимет от вас» (см. Ин. 16. 20-22).
Вот к этой радости и призывает нас апостол Павел. Будем хранить, возгревать ее в своих сердцах, просить Господа, чтобы никогда в земной жизни эта радость нас не покидала и чтобы и в будущей жизни мы возрадовались со всеми святыми в уготованном для всех людей Царствии Божием. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС