Митрополит Иларион: Подвиг новомучеников и исповедников – духовное сокровище, которое бережно и свято должна хранить наша Церковь
10 февраля 2013 года, в неделю 36-ю по Пятидесятнице и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
Владыке Илариону сослужили епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, клирики храма.
За богослужением молилась, в частности, настоятельница Богоявленского женского монастыря города Углича игумения Антонина (Золотникова).
По запричастном стихе клирик храма игумен Филарет (Тамбовский) огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.
После богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня воскресный день совпал с памятью двух великих сирийских святых – преподобного Ефрема Сирина и преподобного Исаака Сирина, ныне также празднуется Собор святых новомучеников исповедников Российских – всех, кто пострадал в годы лютых гонений на веру и Церковь Христову. Это праздник для всей Церкви; он сопряжен с воспоминаниями о печальных и трагических событиях, но в тоже время является великим церковным торжеством, ибо эпоха гонений на Церковь, которая продолжалась в нашей стране в течение 70 лет в XX веке, явила миру великий сонм исповедников и новомучеников. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня в торжествующей небесной Церкви молятся за нас и за наше Отечество.
Гонения начались сразу после того, как совершилась октябрьская революция и пришли к власти большевики. Преследования верующих были целенаправленными, продолжительными и по своей жестокости превзошли все предыдущие гонения, в том числе и гонения на Церковь от римских императоров в I, II и III веке. Никогда не происходило в истории человечества столь массового истребления людей, как это было в прошлом столетии. Богоборческий режим, который пришел к власти в 1917 году, делал все для того, чтобы уничтожить религию и Церковь, ее представителей и носителей благодатного Христова духа, которым на протяжении веков жила и духовно питалась наша Родина.
Репрессии в отношении верующих были жестокими и кровопролитными, потому что власти сделали ставку на полное уничтожение и истребление Церкви. Они исходили из совершенно фантастической и античеловеческой идеи о том, что религия – это пережиток прошлого и должна отмереть сама по себе, а если она не отмирает самостоятельно, то этому надо помочь и сделать так, чтобы уничтожить ее как можно скорее.
Была создана античеловеческая, преступная идеология, которой руководствовались властители нашей страны на протяжении нескольких десятилетий. Эта идеология привела к многомиллионным жертвам, причем жертвами ее становились люди самых разных убеждений, разных сословий, разного социального положения: начали с борьбы с дворянством и купечеством, потом начали раскулачивать зажиточных крестьян, далее началось переселение и уничтожение целых народностей. Одну кампанию по уничтожению сменяла другая — эти преступные деяния продолжались на протяжении нескольких десятилетий. Русская Православная Церковь была лишь одним из объектов той самоубийственной кампании, которую вели власти против своего собственного народа, но именно Церковь явила миру великое мужество и духовный героизм, которые запечатлелись в памяти людей и которые Церковь сегодня прославила, канонизировав святых новомучеников и исповедников Российских.
Машина гонений съедала не только людей невиновных, но и тех, кто сам был повинен в преступлениях, ведь, как известно, гонители порой сами становились гонимыми и те, которые выносили приговоры, подпадали под такие же вердикты. Мы не видим в поступках таких людей героизма и понимаем, что они стали жертвами того мира, который созидали. Те же, кого мы прославляем, не были ни в чем повинны, кроме того, что веровали во Христа, служили Церкви, любили Бога и вели народ Божий ко спасению. Не всех пострадавших в эти страшные годы, но тех, кто до конца сохранил верность Господу, кто не был сломлен репрессивной машиной, кто не отрекся от Христа даже под пытками и в заточении, кто не предал своих близких, как это часто случалось, — именно их мы прославляем как новомучеников и исповедников Российских.
Мы не знаем, сколько их было: десятки тысяч, сотни тысяч или миллионы, потому что никогда полная правда о тех годах не откроется. Никогда не откроются все архивы, чтобы было можно по архивным делам понять, кто был верен до конца, а кто оступился. Да и в самих архивных делах, протоколах допросов, по которым мы часто пытаемся восстановить историю того или иного новомученика, немало подделок: бывало, что люди не отрекались, а в протоколах написано, что они отреклись, ничего не подписывали, а подпись за них все равно ставилась. Полностью история подвига святых известна только самому Господу. Но Церковь прославила всех новомучеников и исповедников – и тех, о которых мы знаем, чей подвиг засвидетельствован документально, и тех, о которых знает только Сам Бог. Среди этих людей были и святители — исповедники Церкви Христовой, и простые священники, и монашествующие – иноки и инокини, были и великие сонмы мирян, которые призывались на мученический подвиг и под страшными мучениями и пытками не отреклись от Христа. Церковью прославлены и те, кого мы знаем поименно, и те, чьи имена неизвестны нам, но известны Богу. Это люди, которые прошли по стопам Христа, подражали Ему в своей жизни и, как и Сам Христос, не побоялись взойти на крест, пострадать, умереть в страшных мучениях. И ныне они являются нашими предстателями и молитвенниками перед Престолом Божиим.
Подвиг и жития святых новомучеников и исповедников – духовное сокровище, которое бережно и свято должна хранить наша Церковь. Мы не знаем, какие времена ожидают нас впереди. Не следует думать, что Церковь отныне и навеки будет наслаждаться благоденствием, покоем, благожелательным отношением со стороны властей предержащих, потому что времена могут меняться — так всегда было в течение истории. Наша Православная Церковь жила в самых разных условиях, при этом всегда были люди, которые были готовы пройти вместе со Христом голгофский путь до конца. Их мы сегодня прославляем и молимся им о том, чтобы Господь сохранил нашу Церковь и наше Отечество, чтобы Господь хранил нас, наши семьи и наших ближних, чтобы благодать Божия никогда не отступала от нашего народа, как это произошло после того, как в великом множестве он отрекся от веры, от Бога, от Христа и от Церкви. Мы молимся, чтобы никогда больше в нашей истории это отречение не повторилось, чтобы всегда наш народ шел за Христом так, как следовали за Ним наши благочестивые предки. Мы молимся о том, чтобы православную веру, которая такой дорогой ценой досталась нам, мы смогли передать нашим потомкам. Аминь».
Владыка Иларион сердечно приветствовал епископа Магаданского и Синегорского Иоанна, отметив: «Вместе со всем епископатом нашей Церкви он присутствовал на Архиерейском Соборе, а сегодня участвовал вместе с нами в совершении Божественной литургии прежде, чем отправиться на свое основное место служения — в далекий от нас Магаданский край. Пожелаем владыке помощи Божией, да хранит его Господь на многая и благая лета!»
В ответном слове епископ Иоанн, в частности, отметил, что сей день напоминает верующим об общем воскресении и дарит радость о бытии Святой Русской Церкви, единство которой вновь было засвидетельствовано в ходе прошедшего в начале февраля в Москве Архиерейского Собора. Он приветствовал митрополита Волоколамского Илариона от лица жителей Колымской земли.
«Милостью Божией из Москвы на Колымскую землю я отправлюсь с мощами святого, прославленного в сонме новомучеников и исповедников Российских, Собор которых празднуется сегодня Русской Церковью, — преподобноисповедника Андроника (Лукаша), который в страшные годы Великой Отечественной войны был сослан на Колыму», — рассказал владыка.
Служба коммуникации ОВЦС