Митрополит Иларион: все заповеди и все добродетели проистекают от любви к Богу и ближнему
25 ноября 2012 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Владыке Илариону сослужили благочинный приходов Русской Православной Церкви в Шотландии и Северной Ирландии священник Георгий Завершинский, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении Господь Иисус Христос напомнил нам о том, какие две самые главные заповеди в законе: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею мыслию твоею, и всею крепостию твоею, и ближнего своего как самого себя» (Лк. 10, 27). Эти две заповеди, как сказал Господь, являются основанием всего ветхозаветного писания. Они же являются основанием и всей новозаветной нравственности, потому что если человек по-настоящему – всем сердцем, всей мыслию, всем своим естеством – любит Бога, он будет так же любить и своего ближнего, который создан по образу Божию. А если он будет любить Бога и ближнего как самого себя, то все остальные заповеди станут для него не нужны, потому что он будет их исполнять как само собой разумеющееся – ведь все остальные заповеди и все остальные добродетели проистекают от любви к Богу и ближнему.
И тогда Господа спросили: «А кто есть ближний?». Мы ведь тоже часто задаем этот вопрос: «Кто наш ближний? Кому мы должны помогать? Каждому встречному или, может быть, какому-то избранному кругу людей?». И в ответ Господь произнес притчу о том, как некий человек попался в руки разбойникам, был избит, лежал при дороге и мимо него прошел священник, прошел левит и только самарянин сжалился над ним и помог ему: он довез его в больницу и оказал всю необходимую материальную и моральную помощь. И Господь спрашивает: «Кто из этих людей, проходивших мимо, был для него ближним?» (См. Лк. 10, 36). И человек отвечает: «Тот, кто оказал ему милость» (См. Лк. 10, 37). И Господь отвечает ему: «Иди и ты твори также» (См. Лк. 10, 37).
В вопросе, который задал законник: «Кто есть ближний мой?» (Лк. 10, 29), уже заключается ответ, и притча о милосердном самарянине является иллюстрацией к тому, что ближний – это тот, кто приходит на помощь в нужную минуту, и это тот, кто нуждается в помощи. Иной раз таким ближним оказывается тот, кто всегда рядом, за которым не надо далеко идти, который с нами много лет. Иной раз таковым становится человек, случайно попавшийся на нашем пути и нуждающийся в нашей помощи. А иной раз нашим ближним оказывается такой человек, который неожиданно оказал нам помощь, когда мы в ней нуждались. Поэтому мы никогда не можем заранее сказать, кто наши ближние. Конечно, прежде всего, это наши родственники, члены семьи, наши сослуживцы, то есть тот непосредственный круг общения, который сложился вокруг нас в силу жизненных обстоятельств. Это те ближние, которые в нужную минуту придут к нам на помощь, и которым будем помогать мы, когда они будут в этом нуждаться. Но среди наших ближних есть немало и таких людей, которые не принадлежат к нашему ближнему кругу, но которых в какой-то момент Господь ставит на нашем пути, чтобы либо мы им помогли, либо они нам помогали.
Этот закон взаимодействия и взаимной солидарности людей предписан Самим Господом. Далеко не всегда он исполняется в мире, в котором мы живем, но он всегда должен исполняться в нашей христианской общине. Мы как христиане должны, прежде всего, помнить о том, как помочь людям, которые находятся рядом с нами. Если бы все люди жили по этому закону взаимопомощи, если бы каждый думал, как помочь другому, тогда мир вокруг нас был бы совершенно иным, иным был бы нравственный климат в нашем Отечестве, иными были бы взаимоотношения между людьми.
К сожалению, люди сегодня живут, прежде всего, по эгоистическим законам, по законам, согласно которым каждый старается урвать как можно больше у другого. Свой успех люди сегодня видят в том, чтобы у других отобрать, а себе приобрести. Очень многие люди выбирают этот самоубийственный путь. Но Господь говорит нам, что мы не должны покоряться «духу века сего» (См. Рим. 12, 2). Мы не должны брать пример с тех людей, которые не исполняют заповеди Божии, которые живут по эгоистическим, человеконенавистническим законам. Мы должны вслушиваться в слово Божие и искать вокруг себя тех ближних, которые нам нужны и которым нужны мы. И если мы всегда будем внимательно смотреть вокруг себя, то не пройдем мимо человека, который нуждается в помощи, поддержке – материальной или духовной. И тогда в тот час, когда и нам понадобится помощь, Господь пошлет такого человека – того милосердного самарянина, который омоет наши раны, отведет нас к врачу и позаботится о нашем материальном и духовном благосостоянии.
Вслушиваясь в эти евангельские уроки, будем спрашивать себя, как мы живем и будем стараться жить по заповедям, которые Господь иллюстрирует очень наглядно – притчами. Будем всегда спрашивать себя: «Кто тот милосердный самарянин, который идет к нам на помощь?». Будем всегда спрашивать себя: «Кто тот впавший в разбойники, которому мы можем помочь сегодня или завтра, или в последующие дни?». Аминь.
Служба коммуникации ОВЦС