Митрополит Иларион: Нет такой эпохи, когда невозможно было бы следовать путем Христовым
19 ноября 2011 года, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Владыке Илариону сослужили главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Митрофан (Шкурин), декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма в честь Рождества Христова в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин, насельник Иоанно-Предтеченского монастыря в Великобритании (Константинопольский Патриархат) иеромонах Николай (Сахаров), сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
За богослужением молился епископ Краснослободский и Темниковский Климент.
По окончании Литургии владыка вознес молитву в приделе преподобного Варлаама Хутынского перед чтимой иконой этого угодника Божия. Затем он обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, мы празднуем ныне память преподобного Варлаама Хутынского – небесного покровителя нашего храма, в честь которого была освящена деревянная церковь, стоявшая прежде на сем месте; а ныне этому новгородскому подвижнику и чудотворцу всея Руси посвящен придел нашего храма. Память его промыслом Божиим совпадает с памятью другого угодника Божия — священномученика Константина (Любомудрова), который служил в нашем храме и был его настоятелем в трудные годы гонений. Отец Константин, который был почитателем преподобного Варлаама, принял мученическую смерть от рук безбожников в день его памяти, и таким образом этот день стал также днем празднования в честь новомученика и исповедника Российского, служившего в стенах нашего храма.
Память этих двух святых, которые жили в разное время и прославились разными подвигами: один — подвигами постничества и чудотворения, а другой – подвигами долготерпения и отдания своей жизни за Христа, — напоминает нам, прежде всего, об ответственности, которая лежит на каждом из нас за нашу собственную жизнь.
Господь привел нас в эту жизнь только один раз, чтобы мы прожили ее на земле и потом продолжили ее в жизни вечной. От того, как мы живем здесь, будет зависеть, как мы будем жить в Царстве Небесном. Не надо думать, что после перехода в жизнь вечную начнется что-то радикально новое для нас. Изменится наше материальное бытие, потому что мы расстанемся со своим физическим телом и в ожидании нового тела, которое Господь дарует нам в Воскресение, будем пребывать в бестелесном облике.
Каким будет этот облик, мы не знаем, но знаем, что душа останется той же самой, которой была здесь, на земле. Поэтому качество нашей жизни принципиальным образом не изменится: если мы живем со Христом здесь, мы будем жить с Ним и там. Если мы живем вне Христа на этой земле, то трудно будет соединиться с Ним и за порогом земной жизни. Здесь и сейчас человек делает выбор в пользу либо пребывания с Господом в жизни вечной, либо пребывания вне Христа, а следовательно, муки вечной, которую не кто-то иной может уготовать человеку, но сам человек своей греховной жизнью.
Примеры святых, которые жили в разные эпохи, вдохновляют нас на то, чтобы вновь и вновь пересматривать собственную жизнь, задумываться о ее смысле и содержании, задумываться о том, какое качество нашей духовной жизни необходимо для того, чтобы и в жизни будущего века мы пребывали со Христом.
Есть то, что соединяет нас со Христом духовно и телесно, – это Таинство Святой Евхаристии. Евхаристия – это дар Божий нам, который мы получили не по своим заслугам, а по милости Божией, по любви Его к человеческому роду. Мы ничем не заслужили этот дар, и от нас ничего не требуется для того, чтобы его получить, кроме того, чтоб у нас было открытое сердце, чтоб мы приступали к Святым Таинствам с покаянием за наши грехи и надеждой на то, что Господь поможет исправить нашу жизнь.
Господь не просто ожидает от нас того, чтобы мы исполняли Его заповеди, но Сам помогает нам это делать: если не хватает человеческих сил, приходит на помощь благодать Божия, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Не следует никогда думать или говорить, что заповеди Божии превышают человеческие силы, ибо есть сила Божия, которая помогает нам эти заповеди исполнять, которая помогает нам на каждом этапе своей жизни чувствовать присутствие Бога, помогает ощутить, что Господь Сам ведет нас по этой земной жизни, дабы привести в жизнь вечную. Этим путем прошли многие святые: и те, кто просиял подвигом преподобных, и те, кого Господь призвал к мученичеству, и те, кто прославил Бога каким-либо иным подвигом. Этот путь открыт и для каждого из нас — он ведет в Царство Небесное.
Не всякому человеку возможно достичь подлинной святости, не у каждого на это хватит сил, возможностей, времени, желания. Но ни для кого этот путь не закрыт. Нет такой эпохи, когда невозможно было бы следовать по пути Христову: и в годину гонений, и во времена благоденствия человек, который хочет воспринять на себя благое иго Христово, который хочет нести Его крест, который хочет быть Его свидетелем в этом мире, может это делать, и Сам Господь будет ему помогать.
Будем просить наших небесных покровителей – преподобного Варлаама Хутынского, священномученика Константина, всех святых, в земле Российской просиявших, новомучеников и исповедников Российских, чтобы они помогали нам идти по христианскому жизненному пути. Будем как можно чаще с теплотой и усердием приступать к Таинству Святой Евхаристии, прося у самого Источника жизни Христа, чтобы Он помогал нам исполнять Его заповеди, а если мы согрешаем – помогал вновь и вновь возвращаться на путь спасения, чтобы Он давал нам силы исполнять Его заповеди. Будем просить Господа, чтобы Он привел нас в Царство Небесное. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС