Выступление митрополита Волоколамского Илариона на Конференции всех архиереев Русской Церкви, осуществляющих свое служение за пределами ее канонической территории
19 сентября 2012 года в Лондоне председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил на конференции, посвященной 5-летию подписания Акта о каноническом общении. Текст выступления приводится ниже полностью:
Ваше Высокопреосвященство, Владыка Иларион,
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
дорогие собратья архиереи — участники конференции!
От лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по благословению Его Святейшества сердечно приветствую всех иерархов единой поместной Русской Церкви, осуществляющих свое служение вне ее канонических пределов и окормляющих многочисленную паству, рассеянную по всему миру.
Это совещание планировалось еще до нашего воссоединения. В 2006 году предложение о его проведении после подписания Акта о каноническом общении было внесено совместно Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на шестом их заседании в Наяке, штат Нью-Йорк, а затем одобрено как Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, так и Священным Синодом Московского Патриархата. Впоследствии, по итогам наших встреч и бесед с зарубежными братьями, было признано целесообразным первые годы нашего единства преимущественно посвятить укреплению единства и общения наших архипастырей и пастырей на местах, в регионах, где они несут свое служение, — с тем, чтобы впоследствии, когда мы соберемся все вместе, у нас была возможность поделиться уже приобретенным опытом, а также обсудить, вдобавок к сформулированным ранее, те новые вопросы, которые новый опыт церковной жизни может поставить перед нами.
И вот прошло пять лет со дня подписания Акта о каноническом общении. Самое время подвести первые итоги и наметить перспективы — особенно, учитывая то обстоятельство, что на том же совместном заседании комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Наяке было внесено и впоследствии одобрено Священноначалием обеих сторон предложение об установлении пятилетнего переходного периода для окончательного урегулирования некоторых вопросов, которые не смогут быть одномоментно решены в день подписания Акта. Соответствующее упоминание о таком переходного периоде было внесено и в приложение к Акту о каноническом общении.
Некоторыми мыслями об итогах первого пятилетия нашего восстановленного единства и о том, что нам теперь надлежит вместе сделать, мы уже успели обменяться на двух заседаниях Рабочей группы по вопросам укрепления церковного единства, которая была учреждена Святейшим Патриархом в преддверии празднования пятилетия подписания Акта о каноническом общении и в ответ на соображения, высказанные Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Второе заседание этой рабочей группы прошло в мае при участии Владыки Первоиерарха. Затем в Москве и в других местах прошли празднования пятилетия единства. Святейший Патриарх обратился к Церкви с особым посланием по этому случаю, а также выразил свои мысли о значении состоявшегося события и о перспективах на будущее в целом ряде выступлений — за Божественной литургией в храме Христа Спасителя, на торжественном акте в Москве, на встрече с членами упомянутой рабочей группы.
Теперь мы собрались в одном из важных центров русского присутствия в Западной Европе в весьма представительном составе для двухдневной братской дискуссии, которая завершится соборным совершением Божественной литургии. Одновременно мы все вместе торжественно отпразднуем полувековой юбилей Сурожской епархии, внесшей особый и значительный вклад в духовную жизнь русского зарубежья.
В феврале всем нам предстоит участие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Возможно, нынешняя конференция зарубежных епископов поможет нам лучше к нему подготовиться, сформулировать пожелания и предложения, которые были бы учтены в соборных обсуждениях.
Все мы помним эпохальное для нашей единой Поместной Церкви событие, которое Промыслом Божиим совершилось 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Своими подписями под текстом Акта, который подготавливался с особой тщательностью и в течение длительного периода, приснопамятные Святейший Патриарх Алексий и Высокопреосвященнейший митрополит Лавр не только положили конец многолетнему трагическому разделению, но и поставили заключительную точку в истории братоубийственной Гражданской войны, расколовшей и многие русские семьи, и наше Отечество на два враждующих лагеря.
В свершившемся обретении канонического единства нельзя не видеть спасительную десницу Божию, направившую обе стороны на путь взаимоуважительного диалога, выстраивания конструктивного взаимодействия и, в конце концов, примирения и достижения полного братского единения друг с другом. Потребовались определенные усилия для преодоления взаимной подозрительности и недоверия, для возгревания братской любви, без которой не только нельзя было достигнуть канонического и евхаристического единства, но и невозможно было в полной мере успешно нести наше свидетельство миру о Том, Который сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Кто не доверяет своему собрату и, тем более, до конца не излечил в себе неприязнь к нему, тот не сможет неосужденно разделить с ним общую Чашу, ибо, приступая к Святой Евхаристии, человек, прежде причастия страшныя жертвы, должен первее примириться его опечалившим (молитвы ко Святому Причащению).
Итак, соизволением Духа Святого и доброй волей архипастырей, пастырей и мирян, ощущавшееся на протяжении десятилетий отчуждение было преодолено, став частью трагической истории Русской Церкви в ХХ веке. История нашего раздельного существования была полна взаимными упреками, подозрениями и недопониманием. Было много эмоций и пристрастных оценок. Слава Богу, что спустя лишь пять лет после воссоединения всего этого сейчас уже нет. Сегодня открывается возможность для формирования непредвзятого взгляда на нашу общую историю в новейшее время. В этой связи существенное значение приобретает начавшийся уже процесс выхода в свет новых монографий и исследований, раскрывающих обстоятельства бытия Церкви в Отечестве и в рассеянии в ХХ веке и отражающих стремление возвыситься над историческими противоречиями, оценивая прошлое с позиции любви и сострадания. В частности, большие надежды мы возлагаем на масштабный проект издания многотомной истории Русского православного Зарубежья, над которым совместно работают церковные и светские ученые России и русского рассеяния.
Прошлое нашей Церкви освящено кровью тысяч новомучеников и исповедников Российских, святителей и пастырей, положивших жизнь свою за овец (Ин. 10, 11) духовного стада. Их жертва является подлинным, крепким и непреложным основанием нашего единства. С осознания этого факта, собственно, и началось движение к объединению, завершившееся торжеством земной и небесной Церкви.
Многотысячная русская диаспора возникла в начале ХХ века при трагических обстоятельствах, но, верим, не без воли Божией. Тысячи, миллионы русских людей понесли во все концы земли свидетельство об утраченной физически, но сбереженной в сердцах Родине и об ее идеальном образе — о Руси Святой, которая продолжала жить во внешне убогих поначалу эмигрантских храмах. Да, участь оставшихся под властью большевиков архиереев, клириков и мирян была еще более трагична. Однако и жизнь покинувших Россию людей принесла им многие несчастья. Неопределенность самого ближайшего будущего, отсутствие материальных ресурсов, стесненность и неустроенность бытовых условий – все это тяжким грузом легло на плечи беженцев.
Кроме того, треволнения на Родине повлекли за собой разделение в диаспоре, глубокой раной поразившее тело Церкви.
Зарубежные архипастыри и пастыри положили немало трудов для обустройства церковной жизни в рассеянии. Мы отдаем дань глубокого уважения тем иерархам, которые не жалели своих сил и дарований для того, чтобы эмигранты из России не остались без пастырского окормления.
Все произошедшее является тяжким опытом, но, вместе с тем, Промыслом Божиим постигшая Церковь беда имела и добрые последствия. Богу было угодно, чтобы через русских людей многие народы мира смогли открыть для себя красоту и величие православной веры. Кто мог себе представить, что придет время, и членами Православной Церкви станут тысячи коренных англичан, американцев, немцев, французов и представителей других народов? Сейчас мы являемся свидетелями этого чуда Божия и не перестаем удивляться величию Его Промысла.
Конечно, теперь совсем другими стали условия существования Русской Церкви на ее канонической территории. Изменились и условия жизни ее чад в рассеянии. Однако и сегодня служение за границей во многом отличается от служения на Родине. Особая специфика связана, в частности, с малочисленностью православных по сравнению с представителями других конфессий, традиционных для той или иной страны. Это обстоятельство тяжело переносится многими нашими соотечественниками, особенно теми, кто недавно оказался на чужбине. Находящиеся в инославной среде русские люди особенно нуждаются в пастырской опеке. По слову Апостола, приходится для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).
Мне самому в течение семи лет приходилось исполнять различные послушания за границей. Я знаю, насколько непросто совершать служение в чужеродном окружении. Успех такого служения нередко зависит от умения правильно выстроить отношения с местными властями, а также с другими конфессиями. К примеру, в той же Сурожской епархии часто приходится проводить богослужения в храмах, предоставленных англиканами. Такое же положение в других епархиях в Западной Европе. Едва ли можно сегодня успешно удовлетворять духовные нужды наших верующих без поддержания добрых отношений с западными христианскими конфессиями.
Необходимость иметь союзников в инославной среде обусловлена еще и тем, что события последнего времени указывают на усиление антихристианских настроений в обществе. Особенно это чувствуется в тональности, с которой различные средства массовой информации освещают те или иные события церковной, или околоцерковной жизни. Кощунственная акция в Храме Христа Спасителя, уничтожение поклонных крестов и оскорбление святынь, антиклерикальная истерия в прессе, – все это организовано для дискредитации Церкви и маргинализации христианства.
Факты свидетельствуют о том, что в Европе антихристианские тенденции обретают еще более широкий размах и представляют собой реальную угрозу: лишение родителей права на отказ от определенных форм сексуального образования детей в государственных школах; запрет на выражение традиционного понимания брака, как союза мужчины и женщины, а не двух людей любого пола; уголовное наказание за высказывания о гомосексуализме как грехе и пороке; использование термина «гомофобия» в целях исключения из сферы общественной жизни людей, придерживающихся библейского понимания нравственности; принуждение медицинского персонала к совершению абортов, эвтаназии и применению биотехнологий, неприемлемых для христианской совести. До нас доходят сообщения о том, что христиан в Европе обвиняют в преступлениях на почве ненависти (hate crimes) за протест против агрессивной пропаганды гомосексуализма, религиозного экстремизма или абортов. Вместе с тем, публикация материалов, унижающих человеческое достоинство христиан, не подвергается порицанию. В общественном сознании происходит лукавая подмена самого понятия толерантности: если изначально под этим словом понималось уважение к чужому мнению, то теперь принцип толерантности исключает для христиан, придерживающихся традиционных взглядов, возможность выражать свое несогласие с тем, что навязывает господствующая секулярная идеология.
В такой ситуации перед христианскими Церквами встает следующая дилемма: либо склониться под натиском агрессивного секуляризма, замкнуться в себе и спасаться, так сказать «в пещерах», либо продолжать, используя современные средства коммуникации, свидетельствовать об истине Евангелия Христова.
Церковь не может отказаться от миссии духовного противостояния разрушительным тенденциям, от задачи созидания христианского общества. Но эту миссию невозможно выполнять, находясь в самоизоляции, стенами отгораживаясь от всего остального мира.
Межконфессиональные встречи, посвященные обсуждению злободневных общественно значимых вопросов, становятся сегодня важной площадкой для объединения усилий в отстаивании традиционных христианских ценностей. Совместные требования представителей разных деноминаций заставляют секулярное сообщество считаться с мнением христиан, становятся препятствием на пути тех, кто хотел бы изгладить христианство из исторической памяти европейского континента.
У зарубежных архиереев Русской Церкви есть не только хорошая возможность развивать взаимоотношения с другими конфессиями, но и необходимость в полной мере реализовать свое миссионерское призвание перед лицом секулярного Запада. Мы должны сделать ясными и доступными истины православной веры для широких слоев общества, и, одновременно, своей жизнью свидетельствовать об исповедуемых ценностях, следуя заповеди Спасителя: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на Небесех (Мф. 5, 16). С восстановлением единства Русской Церкви ее миссионерские возможности значительно возросли. И это лишь одно из следствий нашего воссоединения.
Думаю, что в течение предстоящих дней совместной работы и молитвы мы сможем полнее представить и обсудить итоги первых лет нашего совместного бытия. Реальность нашего единства — это благодатное тело, которое, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4. 16).
Мы сознаем себя единой Церковью, которая несет свидетельство о Православии и сохраняет сокровища русской духовной культуры не только у себя на Родине, но и в Западной Европе, в Святой Земле, в Северной Америке, в Латинской Америке и в Австралии. Наше соработничество в окормлении русскоязычной паствы за пределами канонической территории Московского Патриархата год от года расширяется.
Невозможно отыскать такую сферу церковной жизни, где рабочий контакт между нами не перерос бы в нечто большее, в по-настоящему близкие, братские, родственные отношения. Взаимодействие протекает на всех уровнях бытия Церкви – от иерархов до мирян.
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и председатель ее Архиерейского Синода Высокопреосвященнейший митрополит Иларион не раз посещал за эти годы Россию, в том числе принимал участие в заседаниях Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов. Другие архипастыри тоже участвуют в Соборах, в комиссиях Межсоборного присутствия и вносят свой особый вклад в общую жизнь нашей Церкви.
В области церковной науки, образования и культуры мы также отныне предстаем единой, полной сил Церковью. Студенты из Духовных школ Русской Православной Церкви изучают богословие в Семинарии в Джорданвилле. В России регулярно проходят выступления певческих коллективов из Русской Зарубежной Церкви, а в епархиях РПЦЗ – как в Европе, так и в США – тысячи людей посещают концерты хора Сретенского монастыря.
Одно перечисление организованных нами совместно выставок и презентаций, круглых столов и конференций, паломнических программ, молодежных акций и пастырских совещаний заняло бы весьма продолжительное время.
Мы призваны и далее укреплять и расширять наше взаимодействие, тем более что возможности отдельных приходов и даже епархий ограничены, а масштабы деятельности велики. Поэтому нам никуда не уйти от необходимости объединить усилия, делиться имеющимся опытом, делать его достоянием всей диаспоры, осуществляя совместные проекты.
Закончить свое выступление я хотел бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, напоминающими нам о той высочайшей ценности, которую наша Церковь обрела 17 мая 2007 года. «Будем благодарно и бережно хранить великий дар единства Церкви, единства народа Божия. Будем противостоять любым попыткам внести смуту и разделение в жизнь Церкви, поколебать основы ее канонического бытия»[1].
[1] Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ.