Print This Post

28 сентября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Екатеринбурге с рабочим визитом, посетил Уральский государственный горный университет.

В УрГГУ председатель ОВЦС приехал по завершении заседания Совета ректоров Свердловской области, проходившего в Уральском федеральном университете. По прибытии митрополит Иларион в сопровождении ректора Уральского государственного горного университета Н.П. Косарева и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла направился в университетский храм во имя святителя Николая.

Далее митрополит Иларион и ректор проследовали в актовый зал, в котором собрались члены преподавательской корпорации и студенты вуза.

На основании решения Ученого Совета УрГГУ в начале встречи председателю ОВЦС был вручен диплом почетного профессора университета.

Затем митрополит Иларион обратился к собравшимся со словом, отметив:

«Очень часто люди узнают о Церкви из средств массовой информации, а СМИ, как известно, «заточены» на всякого рода негатив, потому что позитив не воспринимается публикой с должным интересом — так, по крайней мере, считают многие руководители СМИ. Поэтому, когда происходит какое-то чрезвычайное происшествие или скандал, которым тем или иным образом затронуты представители Церкви, средства массовой информации старательно смакуют подробности. А весь  огромный позитив, который несет Церковь на протяжении многих веков миллионам людей, часто остается за скобками. Очень многие люди не только не слышат, но и не знают о той огромной работе, которую сегодня ведет Церковь.

В настоящее время очень многие получают высшее образование,  в нашей стране становится все больше людей, компетентных в самых разных отраслях человеческого знания и эрудированных в широком смысле этого слова — людей, которые хорошо разбираются в литературе, искусстве, в различных областях знаний. Но при этом одним из признаков нашего общества остается невежество в религиозной сфере.

К сожалению, такое невежество можно наблюдать даже у тех, кто хорошо образован: иной человек знает наизусть десятки страниц из произведений Гоголя или Салтыкова-Щедрина, с легкостью может отличить запись сонат Бетховена в исполнении Святослава Рихтера 1969 года от аналогичной записи 1967 года или проявляет завидную компетенцию в тех или иных областях знания, но как только дело доходит до Церкви, до религии вообще, до богословия, люди проявляют поразительное невежество. Так, я знал людей, которые на протяжении двадцати лет общались с приснопамятным Патриархом Алексием II и при этом так и не научились правильно произносить его имя и до сих пор называют его Патриархом Алéксием. Много есть и других подобных примеров:  люди не могут отличить архимандрита от архиепископа, путаются в самых элементарных вещах, что у нас, служителей Церкви, не может не вызывать улыбку. Происходит это чаще всего оттого, что люди в свое время не получили базовые знания в религиозной области. Сегодня же существуют возможности получить такие знания.

В этом смысле, говоря об организации кафедры теологии в светских учебных заведениях, о создании различных междисциплинарных центров, которые затрагивают религиозную проблематику, мы не ставим перед собой некую миссионерскую задачу, не пытаемся обратить поголовно студентов в православную веру, тем более, обратить  тех людей, которые принадлежат к иным религиям. Наша задача — восполнить лакуну, которая образовалась в результате насильственного насаждения атеизма в обществе и искусственного изъятия религиозной тематики из университетской и академической среды, изгнания Церкви из общественной жизни.

Сегодня кафедры теологии создаются во многих высших учебных заведениях, и я рад тому, что и в Уральском горном университете такая кафедра действует. Думаю, что плоды ее работы очевидны для всех, кто преподает или учится в университете, потому что кафедра теологии – это, прежде всего, возможность для всех желающих восполнить лакуны в области образования в сфере религиозной проблематики, терминологии. Это возможность лучше узнать свою собственную религиозную традицию и традиции других народов нашей страны.

Радует, что при одном заведующем кафедры, каковым является митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, на кафедре существуют два направления: православное и исламское. Учащийся может выбрать для себя направление, по которому он будет заниматься. Это очень простой и очень красноречивый ответ тем людям, которые говорят: а как же мы будем создавать кафедры теологии, когда у нас многоконфессиональная страна, как же мы будем допускать священнослужителей к преподаванию, когда у нас светский характер учебных заведений? Ваше учебное заведение является блестящим примером того, как сочетается светский характер образования с присутствием религиозного элемента, причем в его многоконфессиональном выражении. Это также пример того, как сочетается высокая компетенция и профессионализм в тех специальностях, ради которых создавался этот университет, с широкой эрудицией в разных областях, в том числе и в области теологии. В этом смысле можно говорить о вашем университете как о высшем учебном заведении, которое подает пример другим учебным заведениям области и многим другим учебным заведениям нашей страны.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в конце ноября в Москве мы планируем провести совещание, посвященное теме преподавания теологии в светских учебных заведениях. На это совещание мы планируем пригласить архиереев тех епархий, где имеются духовные семинарии или академии, или же кафедры теологии в светских вузах. К обсуждению путей взаимодействия будут приглашены ректоры университетов и ректоры духовных учебных заведений.

Я хотел бы воспользоваться случаем, чтобы пригласить Вас, уважаемый Николай Петрович, принять участие в этом совещании. На нем Вы сможете поделиться опытом создания кафедры теологии в возглавляемом Вами Уральском горном университете.

Теперь я бы хотел сказать несколько слов о том, зачем вообще нужна теология — ведь сегодня некоторые люди отказывают теологии в звании научной специализации и приравнивают ее к мифологии, ненаучным феноменам, существующим в человеческом социуме. Для нас — людей Церкви, священнослужителей и богословов — теология является не просто научной специальностью, потому что отождествляется с опытом религиозной жизни, с опытом встречи человека с Богом. Для нас теология — не отвлеченная наука, ибо рассказывает она об опыте этих взаимоотношений, о том, как понимается в той или иной религии Бог, какие пути к Нему предлагает та или иная религия, какие есть способы общения с Богом, какие аскетические и нравственные правила свойственны той или иной религии.

В то же время теология не может быть совершенно оторвана от  опыта человека. Когда некоторые люди говорят: «Я имею Бога в своей душе, но в Церковь не хожу, обряды не исполняю, потому что считаю это совсем ненужным», — я отвечаю на это, что религия предполагает не только теоретическое знание, но и практику. Как невозможно овладеть горными специальностями, ни разу не побывав в горах, как невозможно овладеть военным делом, ни разу не пройдя строевым шагом, не разобрав и не собрав автомат Калашникова и не надев военную форму, точно так же невозможно в полной мере овладеть богословием или теологией, если человек не практикует, как сегодня говорят, ту или иную религиозную традицию, если он не является, например, практикующим христианином.

Богословие как чистая наука может остаться для человека предметом чуждым и непонятным, если он не будет изнутри переживать те истины, о которых оно говорит. Невозможно быть богословом только в качестве стороннего наблюдателя. Как и всякая наука, богословие предполагает практику, и как раз практикой для теологического образования является посещение церкви. Поэтому вполне естественно, что там, где учреждаются кафедры теологии, как правило, создаются и домовые храмы, чтобы те студенты, которые желают проверить на собственном опыте, насколько религиозное учение является истинным, насколько оно может в реальной жизни помочь человеку, могли это осуществить через посещение храма, через участие в литургической жизни.

Еще один важный вопрос: зачем человеку вообще нужна Церковь, нужна религия? Ведь есть люди, которые живут без религии и, как будто, прекрасно без нее обходятся. Более того, религия не спасает человека от болезней или иных испытаний. Нельзя сказать, что религиозным людям везет в жизни больше, чем нерелигиозным. Поэтому у некоторых возникает вопрос: зачем нужна религия, если без нее можно прожить? Зачем нужно ходить по воскресеньям в Церковь, если можно использовать этот день, чтобы отоспаться, пообщаться с семьей, в конце концов, чтобы развлечься и отдохнуть?

На этот вопрос я хотел бы ответить следующим образом. В современном мире человек живет, окруженный различными возможностями. И эти возможности, как большой рынок, предоставляют человеку все, что кажется интересным, симпатичным. Каждый может выбрать для себя тот спектр услуг и развлечений, тот круг общения, который ему кажется интересным. И в этом смысле каждый человек в некоторой степени является творцом своего счастья: если ему удалось получить профессию, которую он хотел получить, и достичь в этой профессии успеха, если он удачно вступил в брак, если достиг определенного материального благополучия и карьерного успеха, то, кажется, жизнь состоялась. Чего же еще тогда ждать от жизни, зачем тогда нужна религия, что она может прибавить, если у человека и так все есть?

Жизненный опыт людей показывает, что дело обстоит совсем не так просто. Есть те, кто этого всего достиг, — у них есть все: материальное благополучие, постоянный карьерный рост, есть даже хорошая семья, но при этом почему-то нет счастья. И часто такие люди сами себе задают вопрос: а чего мне не хватает, почему нет счастья, хотя, вроде бы, все в жизни есть?

И во многих случаях оказывается, что счастья у человека нет, потому что он не понимает, зачем живет. Чувство неудовлетворенности нарастает у человека по мере того, как он приближается к некоему естественному порогу, каковым является смерть. О ней многие люди стараются вообще не думать. Сейчас принята даже определенная культура общения, которая исключает всякое упоминание о смерти. Частенько приходится слышать: «Давайте не будем говорить о грустном, зачем вы сообщаете, что кто-то умер или при смерти, зачем затрагивать в беседе тему могил, кладбищ? Давайте будем жить, как будто этого не существует».

Но рано или поздно человек с этой реальностью встречается либо в собственной жизни, либо в жизни окружающих. Как правило, чем старше человек становится, тем больше вокруг него оказывается смертей: близкие, сверстники и друзья начинают умирать, и тем острее он ощущает временный характер своей собственной жизни. И тогда он начинает понимать, что накопленные материальные блага он может передать своим детям, но ему самому ничего не останется за тем порогом, который должен будет переступить каждый. По окончании жизни он куда-то уйдет, но не знает, куда. Простой вопрос, зачем и почему человек умирает, заставляет многих людей задуматься о том, в чем смысл жизни. Зачем человек живет, если когда-нибудь ему все равно придется умереть? Зачем накапливать богатства, если рано или поздно он все равно их лишится? Зачем ему достигать успеха в каком-либо деле, если рано или поздно придется оставить это дело и кто-то другой его подхватит?

Так называемые вечные вопросы не могут не занимать ум человека, если это человек думающий и задающий себе вопрос о смысле жизни. Очень многие люди, не находя ответа на этот вопрос вне религии, не могут найти и смысл жизни. Отсюда происходят многие болезни, которыми сегодня страдает наше общество. Они свойственны и пожилым, и молодым людям, и преуспевающим, и неблагополучным,  и мужчинам, и женщинам. Среди этих недугов — алкоголизм, наркотики или иные формы зависимости. По сути дела, они представляют собой попытки уйти от того, что мучает человека и грызет его сердце, не дает жить спокойно. Это попытка уйти в некую иллюзорную реальность хотя бы на время, чтобы не задавать себе мучительные вопросы.

Удивительно, но этими зависимостями страдают часто именно люди преуспевающие, не бедные, у которых все не так плохо в жизни. Все равно внутренний червь, который их точит, не позволяет им насладиться земным счастьем в полной мере, не позволяет забыть о том, что это счастье временное и преходящее. Он заставляет их вновь и вновь возвращаться к вопросу о смысле жизни.

Религия дает человеку ответ на вопрос о смысле жизни. Более того, она дает этот ответ каждому человеку на каждом этапе его развития и в самых разных обстоятельствах. Этот ответ мы не можем вычитать в книгах — его мы получаем непосредственно от Бога в нашем религиозном опыте. Сила религиозной веры в том, что религия открывает человеку иное измерение жизни, которое вроде бы отсутствует в видимом мире, но присутствует в мире невидимом. Именно это измерение дает ответы на многие вопросы, в том числе на вопрос о смысле жизни, о смысле страданий. Часто люди спрашивают: почему человек совершает зло и при этом преуспевает, а другой делает всем добро и при этом страдает? Почему один умирает молодым и при несчастных обстоятельствах, а другой достигает старости и умирает в своей постели в преклонных летах, хотя, может быть, по своим делам он совершенно этого не заслужил?

Ответы на эти и другие вопросы, в том числе на «вечный» вопрос о причине и смысле страданий, особенно страданий детей (вспомним  Достоевского, писавшего о слезинке ребенка), можно найти в религиозной перспективе, когда человек не просто умом, но опытом своей жизни приходит к пониманию того, что земная жизнь – лишь некий отрезок того пути, по которому его ведет Бог. Он осознает, что земное поприще кончится — для кого-то раньше, для кого-то позже, — и после этого начнется некая иная жизнь, которая будет продолжением жизни земной, и качество ее во многом будет зависеть от того, как человек жил здесь, на земле.

Иной раз, когда люди размышляют о том, как Церковь учит о загробном мире, они представляют это таким образом: за добро в загробном мире человек получит воздаяние, а за зло – наказание. Это очень упрощенный взгляд на жизнь после смерти. Конечно, всякое добро будет вознаграждено, за всякое зло человек будет наказан. Но нельзя это воспринимать в неких судебных категориях. Человек своими поступками, своим образом жизни осуждает себя на то или иное будущее, и в этом смысле мы являемся творцами своего будущего не только здесь, на земле, но и в вечной жизни.

Я приведу очень простой пример. Человек, находящийся на одной из поздних стадий алкоголизма, уже в этой жизни испытывает страдания, которые люди будут испытывать, попав в ад. Страдающие наркоманией или алкоголизмом бывают подвержены галлюцинациям, им являются демоны — они уже в этой жизни живут так, как будто находятся в аду. И в этом смысле они сами себе выносят приговор, их жизнь после смерти будет естественным продолжением того, как они жили на этой земле. Это произойдет не потому, что кто-то другой этого захотел, не потому, что Господь решил наказать человека за те или иные проступки. Бог готов простить человека за любой совершенный им грех — в этом одна из тайн церковной жизни. Какой бы грех человек ни совершил, он может прийти на исповедь и покаяться, и этот грех будет ему прощен. Качество же жизни человека на этой земле будет прямым образом сказываться на качестве жизни его после смерти.

Есть противоположный пример: люди, которые приходят в церковь, участвуют в богослужении, в Таинствах, особенно в Таинстве святого Причащения, иногда испытывают такие духовные состояния, которые невозможно описать человеческим языком. Их невозможно перевести на язык человеческих понятий, слова «восторг», «вдохновение» или «эйфория» не смогут правильно отразить их.

Такое духовное состояние сродни райскому блаженству, и человек здесь и теперь, живя на этой земле и в этом материальном теле, начинает ощущать его — может, не всегда, а в какие-то особые минуты, в те моменты, когда он общается с Богом в молитве и в Таинствах. Очень многие верующие такие моменты пережили, и именно это дает возможность пережить трудные моменты жизни, когда человеку порой кажется, что Бог его оставил, и достойно идти по своему жизненному пути.

Опыт рая и ада, опыт общения с Богом и с силами тьмы — все это, по сути дела, мы приобретаем уже здесь, в человеческой жизни. И во многом от того, какой духовно-нравственный выбор делает человек на своем жизненном пути, зависит то, какой будет его жизнь на земле и жизнь после смерти, а также какой будет жизнь наших ближних. Не будем забывать, что создавая ад для самих себя здесь, на земле, мы, как правило, создаем его еще и для окружающих. А приобщаясь к райскому блаженству уже в этой земной жизни, мы и других людей начинаем приобщать к этому райскому блаженству.

Эту весть всегда несла и будет нести людям Церковь. Об этом вы не услышите из СМИ, а узнаете только тогда, когда сами придете в Церковь и воочию, на собственном опыте убедитесь в истинности христианской веры. Об этом вы даже, наверное, не узнаете на кафедре теологии. Но все-таки изучение теологии как научной дисциплины для многих людей пролагает путь к познанию Бога, ко встрече с Ним — встрече, дороже которой в жизни человека нет и не может быть ничего».

По окончании выступления преподаватели и студенты продолжили общение с архипастырем в формате вопросов и ответов.

В завершение встречи владыка Иларион передал в дар библиотеке УрГГУ два тома своей книги «Православие».

В тот же день митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посетили Екатеринбургскую консерваторию имени М.П. Мусоргского, где состоялся концерт духовной музыки.

По завершении концерта митрополит Иларион и заслуженный артист Российской Федерации  Д.П. Коган возглавили заседание Попечительского совета консерватории.

Служба коммуникации ОВЦС