Print This Post

20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы и день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая на Трех Горах.

За богослужением в день престольного праздника храма владыке Илариону сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального благочиния Москвы протоиерей Владимир Диваков; председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма святителя Николая на Трех Горах протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственный за духовное окормление владимирской молодежи архимандрит Зосима (Шевчук), заместитель председателя ОВЦО протоиерей Георгий Рощин, клирики прихода.

По окончании богослужения было совершено малое освящение воды. Далее с пением пасхальных песнопений вокруг храма прошел крестный ход.

Протоиерей Всеволод Чаплин обратился с приветственным словом к митрополиту Илариону:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит!

Сердечно благодарим Вас, что в пасхальные дни и в престольный праздник этого храма Вы посетили нашу христианскую общину, состоящую из многих людей. Может быть, в ней насчитывается не так много членов, как в приходах никогда не закрывавшихся храмов, которые находятся в густонаселенных районах Москвы, тем не менее, в наш храм ходят люди разных возрастов, разного социального положения, разного жизненного опыта, и всех нас ныне объединяет Пасха Христова.

Сегодня в нашей общине присутствует полнота Церкви: здесь архипастырь, здесь пресвитеры, диаконский чин, монашествующие и миряне.

В этом году светлый праздник Пасхи Христовой в чем-то особенный: люди, которые прежде, возможно, не посещали храмы или бывали в них лишь иногда, сейчас во множестве пришли в храмовые ограды в Великую субботу или же вошли в сами храмовые здания, чтобы излить в молитве душу Господу. И это о многом говорит: несмотря на немощные дерзости князя мира сего, народ начинает возвращаться к своей вере, начинает понимать простую истину, изложенную в русской поговорке, которую знают даже те, кто никогда в своей жизни не открывал Евангелие: «Без Бога – ни до порога». Нет счастья, нет полноты жизни без того, чтобы человек оказался причастен смерти и воскресению Христа и через Его жертву получил прощение, получил вечную жизнь. Прекрасно, что храмы наши все более наполняются в том числе и новыми людьми».

Протоиерей Всеволод особо отметил просветительские труды митрополита Илариона и его служение в сфере внешних церковных связей. «Желаем во всех этих трудах на многая, благая и благословенная лета помощи Божией Вам и тем, кто трудится вместе с Вами», — сказал он. Настоятель храма преподнес архипастырю памятный дар — литой образ святого врача, святителя и исповедника Луки, отметив, что жизнь этого святого отражает историю непростого для Церкви XX века: пройдя гонения, но всегда оставаясь со своим народом, святитель Лука помог Церкви в непростое время явить силу и славу свидетельства Христова.

Затем прозвучало архипастырское слово митрополита Волоколамского Илариона:

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Всеволод, настоятель сего святого храма,
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, благочинный этого округа!
Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Праздник Святой Пасхи наполняет наши сердца особой радостью, которую, по слову Господню, никто не отнимет от нас (см. Ин. 12. 22). Для меня большая радость совершить сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение в этом святом храме в день его престольного праздника и принести всем вам благословение Первосвятителя нашей Церкви и пожелание, чтобы Господь укреплял наши духовные, душевные и телесные силы в предстоящем нелегком подвиге, который возложен на каждого из нас Богом.

Господь привел нас в Церковь не для того только, чтобы мы наслаждались радостью пасхальных дней,  участвовали в богослужении и церковных Таинствах, наслаждались красивым церковным пением и благолепием храмов, но и для того, чтобы в повседневных наших трудах – там, где каждый из нас поставлен Божественным Промыслом, — мы были  свидетелями Воскресения Христова, свидетельствовали об истине Христовой, о правде и Царстве Божием, которое открывается нам в храме через богослужения и наипаче через причащение Святых Христовых Таин.

Бог призвал нас в Церковь не только для нашего собственного спасения — как  в спасительный ковчег, непотопляемый волнами житейского моря,  — но и для того, чтобы мы обращали свой взор на людей, находящихся вне церковной ограды или еще пытающихся найти дорогу в храм Божий, и помогали им найти путь ко спасению.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы слышали о том, как Господь Иисус Христос вошел в иерусалимский храм; увидев, что храм превратился в рынок, Он взял бич, опрокинул столы менял и изгнал из храма всех продающих и покупающих. Когда же иудеи спросили Спасителя: «Почему Ты так делаешь? Какое дашь нам знамение, что имеешь право так поступать?» — Он сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2. 19). И как часто случалось, слушавшие не поняли слов Господа: стали высчитывать, сколько времени строился этот храм и возможно ли за три дня его восстановить, если бы он был разрушен. И никто тогда не понял, что Господь Иисус Христос говорил о храме Своего Тела.

Что такое Тело Христово? Это не только то физическое тело Господа нашего Иисуса Христа, которое пострадало на Кресте, было положено во гроб и по пророчеству Христа воскресло в третий день. Тело Христово – это и Церковь Божия. И как физическое тело Христа, хотя и подверглось обычному закону человеческой смерти, но не могло, как учат нас святые отцы, истлеть и разложиться, а воскресло, дабы открыть путь к воскресению всей человеческой плоти, так и мистическое Тело Христово – Церковь Божия — не может никогда исчезнуть, потому что пребудет до скончания века по обетованию Божию: «Врата адова не одолеют ее» (Мф. 16. 18). Церковь может, по образу Христа, подвергаться поруганию, оплеванию, клевете, распятию и даже как бы физической смерти, но все равно рано или поздно она воскресает, возвращается к жизни и оживотворяет тысячи и миллионы людей.

Церковь никогда не умрет: ни на этой земле, ни в будущем веке. И на этой земле вопреки всем гонениям Она будет существовать (что показал опыт мучеников и исповедников XX века), и в будущем веке Церковь как мистическое Тело Христа будет объединять всех уверовавших в Него и всех спасенных.

А разве не было в истории нашего Отечества такого, чтобы храм, который строился 46 или более лет, разрушали? Наверное, видя его разрушение, люди могли спросить: «Разве возможно восстановить сей храм?». Так было с Храмом Христа Спасителя, который разрушили до основания, а на его  месте пытались построить Дворец советов. увенчанный статуей Ленина. Ничего из этого не вышло, и в итоге котлован залили водой, устроив там плавательный бассейн. Многие из нас помнят это сооружение, помнят, сколь невероятной казалась возможность воссоздания на сем месте храма Божия , — если не в три дня, то, по крайней мере, в течение нескольких лет. Но ведь это чудо произошло; возрождены и другие храмы, которые прежде были разрушены до основания.

И разве не является это чудо неким таинственным предвозвещением того всеобщего воскресения, которое обещано нам Господом и о котором мы слышим в пасхальные дни? Ведь и человеческое тело является храмом Божиим. Но оно подвержено закону смерти и тления. В конце концов, оно исчезает в могиле, и клетки человеческого тела смешиваются с  землей. И, казалось бы, где надежда на воскресение? Но Господь уверяет нас в том, что и наши тела воскреснут. Они воскреснут не потому, что в самих себе обладают некой особой силой. Нет в нас такой силы. Но по неизреченному промыслу  и обетованию Божию наши тела будут воздвигнуты Его Божественной силой.

Залог этого — Причастие Святых Христовых Таин, в котором наше тело соединяется с Телом Господа нашего Иисуса Христа, наша кровь соединяется с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Присутствие Самого Бога не только в нашей душе, но и в физических тканях тела является залогом того, что и храм нашего тела будет так же воскрешен, как когда-то воскресло Тело Господа Спасителя.

Наше тело воскреснет по иному закону. В отличие от Тела Господа, наша телесная оболочка после смерти подвергнется разложению. Но Господь дарует нам новое тело, и может быть, как говорили святые отцы, оно будет подобно Телу Господа Иисуса Христа после Его Воскресения. Когда Господь воскрес, Он являлся ученикам: ел вместе с апостолами рыбу,  беседовал с ними; в тоже время некоторые ученики не узнавали Христа и спрашивали: «Он это или не Он?». Когда апостолы увидели Его, одни поклонились, другие же усомнились. Это говорит о том, что внешний вид Его воскресшего Тела изменился. Может быть, в чем-то оно было подобно знакомому ученикам физическому телу Иисуса Христа, но в чем-то отличалось. Таковыми будут и наши воскресшие тела. Мы не знаем, из какой материи и вообще из материи ли они будут воссозданы, но веруем, что Господь их воссоздаст и что никто из нас не умрет, но перейдет в вечную жизнь.

Эта вера, не удостоверяемая ничем, кроме пасхального чувства, которое говорит нам, что Христос воскрес и что мы воскреснем, помогает нам пройти свой жизненный путь и встретить кончину. Вот почему столько раз в пасхальные дни мы воспеваем песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…»,  ибо Воскресение Христово имеет самое прямое отношение и к нашей жизни, и к нашей смерти.

Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам силы нести наш жизненный крест. Постараемся как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, чтобы пасхальная радость, которую мы испытываем в эти дни, никогда не оставляла нас и всегда сопровождала от одной Пасхи до другой. Будем молиться, чтобы Воскресение Христово стало реальностью и нашей человеческой жизни. Аминь».

Поздравив всех с престольным праздником храма, владыка Иларион обратился к протоиерею Всеволоду Чаплину:

«Дорогой отец Всеволод, желаю Вам сугубой благодати и помощи Божией в эти непростые дни, когда на всех нас лежит задача по защите нашей Святой Церкви от незаслуженных, несправедливых и неожиданных нападок. Дай Бог, чтобы скорее закончилась эта антицерковная кампания и чтобы люди осознали, что Церковь Божия, несмотря на немощи ее членов (ибо все мы, хоть и обремененные грехами и немощами, составляем Тело Христово), является единственным ковчегом, который ведет людей ко спасению, что она заслуживает уважения и любви. Христос Воскресе!»

Служба коммуникации ОВЦС