«Нам нужна великая Россия». Доклад митрополита Илариона на Международной научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Пути модернизации России: от Столыпина к современности»
17 апреля 2012 года председатель ОВЦС выступил на открытии Международной научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Пути модернизации России: от Столыпина к современности», проходившей в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Москве.
Уважаемые участники и гости международной конференции!
Позвольте приветствовать всех вас, собравшихся для обсуждения темы исторической модернизации России, связанной с именем выдающегося государственного деятеля нашей страны начала XX века Петра Аркадьевича Столыпина. Пройдя путь от уездного предводителя дворянства в Каунасе, губернатора Гродно и Саратова до высоких постов в Правительстве – министра внутренних дел и председателя Совета министров Российской Империи – Петр Аркадьевич, как истинный патриот и сын своего Отечества, работал с полной отдачей, жертвуя собой и спокойствием своей семьи ради высокого государственного служения. Время, в которое Бог судил трудиться Столыпину, было крайне тревожное: революционные выступления 1905 года, регулярно вспыхивающие крестьянские и рабочие бунты, погромы помещичьих усадеб, деятельность террористов-революционеров, жертвой которых становились не только высокопоставленные представители власти, но и обычные люди. В эти годы высокая государственная должность означала не столько привилегии, сколько серьезный риск для жизни. О страхе и нежелании многих чиновников занимать ответственные посты, боясь покушений, в своих мемуарах говорили современники Столыпина, в том числе первый премьер-министр Российской империи Сергей Юльевич Витте.
За короткий промежуток времени с 1905 по 1911 годы на Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений, последнее из которых достигло своей цели. Во время самого масштабного из них, когда террористы ворвались в дом премьер-министра и метнули портфель с взрывчаткой, погибло более 20 человек, а двое детей Столыпина получили тяжелые травмы. Тем не менее, чувство долга и ответственности за судьбы России не позволяли Столыпину спокойно «отойти в сторону», занять место равнодушного наблюдателя за общественно-политическими процессами, которые становились все более неуправляемыми и грозили стране катастрофой. «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» — эта крылатая фраза, произнесенная Столыпиным в Государственной Думе в 1907 году, стала девизом его деятельности на благо Отечества.
Реформы Столыпина, инициированные им на посту премьер-министра, охватывали широкий спектр экономических, политических и социальных преобразований. В этом проявилось системное мышление реформатора, поскольку отдельными проектами, точечными мерами решить масштабную задачу модернизации страны было уже невозможно. Хотя самой успешной стала аграрная реформа, изменения также затронули права и свободы жителей страны, армию, силовые структуры и суды, местное управление и самоуправление. Были сняты многие ограничения с экономической активности, планировалось проведение налоговой реформы для достижения большей социальной ориентированности экономики, что позволило бы снять остроту конфликтов между различными группами населения. В годы премьерства Столыпина активно созидалась экономическая инфраструктура России – железные дороги, морские порты, сеть телеграфного и телефонного сообщения.
Нельзя не отметить новаторство Столыпина в социальной политике. На рубеже XIX-XX веков в общественно-политической дискуссии появляется и укрепляется осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Право на достойную жизнь должно было стать ценностью, гарантированной государством, делающей его стабильным и справедливым. Эта концепция была позитивно воспринята Столыпиным, что выразилось в прогрессивных по тем временам поправках в законы о труде. Также продвигались широкомасштабные проекты в области народного просвещения, в разы увеличились ассигнования на нужды начального образования, финансировались фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания.
Отдельно стоит упомянуть усилия по преодолению революционного террора, захлестнувшего Россию, жертвами которого стали более 18 000 человек, большинство из них – обычные мирные люди. Жесткие меры были вызваны чрезвычайным положением в стране и были необходимы, по мнению Столыпина, для спасения государственности. Эти меры, в частности, введение военно-полевых судов для быстрого вынесения приговоров по обвинениям в терроризме, стали объектом критики как со стороны его современников, так и историков следующих поколений.
Оглядываясь назад, наверное, сложно объективно оценить условия, в которых велась тогда борьба с террором. Меры оказались эффективными, и вал революционного насилия был преодолен. Как известно, когда критики Столыпина в лице большевиков (например, Ленин называл его «вешателем» и «погромщиком») пришли к власти, то они утопили в крови всю Россию.
Тем не менее, предоставим возможность профессиональным историкам и экономистам давать оценки реформам Столыпина, памятуя, что они не были осуществлены полностью вследствие его насильственной смерти, начала Первой мировой войны, февральского и октябрьского государственных переворотов 1917 года, кровопролитной гражданской войны. Сам Петр Аркадьевич предполагал, что все задуманные им реформы должны быть осуществлены системно и тогда они смогут дать максимальный эффект в долгосрочной перспективе. Для этого также требовалось, по словам Столыпина, «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего». Но России не было суждено последовательно и мирно развиваться. После гражданской войны последовали «мясорубки» коллективизации и индустриализации, масштабные репрессии 1937-38 годов, Великая Отечественная война, идеологическое и экономическое противостояние с Западом, развал Советского Союза и, вновь, хаос 90-х годов.
Нуждается ли наша страна в модернизации? Безусловно. Но только ли в экономической или политической модернизации заключатся успех страны? Да и возможно ли достичь даже чисто экономического эффекта без нравственного измерения такой модернизации? Ведь проблемы, накопленные нашей страной за последнее столетие, носят далеко не только хозяйственный характер, но и идеологический и нравственный. Сначала за годы государственного атеизма была выкорчевана религиозно-нравственная основа общественного бытия, а взамен создана хрупкая мораль советского человека, отчасти основанная на христианском этическом базисе. Но вот «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» (Мф. 7, 25), Советский Союз рухнул, и вся построенная на зыбком песке мораль потеряла значение для наших граждан. Люди в большинстве своем утратили ориентиры, нравственную систему координат, оказавшись в идеологическом вакууме. Старые ценности оказались непрочными и наивными в жестком мире экономического рационализма и борьбы за выживание.
Постараюсь проиллюстрировать это утверждение о взаимосвязи нравственности и экономики на конкретном примере. Наверное, любой аналитик на вопрос: «Какие основные препятствия для модернизации России Вы видите сегодня?», среди первых назовет коррупцию, социальную апатию и нигилизм. Что такое коррупция? Перефразировав знаменитый монолог профессора Преображенского о разрухе из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», можно сказать, что коррупция – это не старуха с клюкой, растаскивающая государственный бюджет, вымогающая взятки и подкупающая чиновников. Коррупция засела «в головах», а точнее – в сердцах людей. Человек, не имеющий внутренних нравственных ограничителей, «страха Божия», будет ограничен лишь страхом наказания по светскому закону. Но закон несовершенен, несовершенны и люди, обязанные следить за его исполнением и уполномоченные наказывать за его нарушение. Практика показывает, что репрессивные меры в борьбе с этим злом дают свой эффект, но не в состоянии побороть его окончательно.
Подобную взаимосвязь можно проследить между экономическим эффектом и социальной апатией, «коллективным унынием». Для любого человека в его деятельности важна мотивация – материальная и нематериальная. Сегодня в современном российском обществе наблюдается разрыв между тем, чего хочет человек добиться в своей жизни, и тем, кем он может стать в реальности. Соприкосновение человека с социальной несправедливостью (проявлениями коррупции, произвола и насилия со стороны власть имущих, неравными социальными возможностями), формирует у граждан комплекс собственной беспомощности и беззащитности. Как может человек, находясь в таком состоянии, быть эффективным сотрудником, проявлять инициативу, стремиться развивать собственное дело? Какой смысл заниматься профессиональным развитием, совершенствовать свои навыки, искать новые точки приложения своим талантам, если в обществе отсутствуют «социальные лифты»? Каким образом экономика страны может быть конкурентоспособной, если успешным становиться не тот, кто производит какой-либо продукт, а тот, кто имеет нужные связи и административный ресурс?
Вспоминая Петра Аркадьевича Столыпина, я отметил его жертвенное служение Отечеству. Но о каком самопожертвовании может сегодня идти речь, когда все жизненные установки современного человека выстраиваются вокруг культа потребления и гедонизма? Средства массовой информации, рекламная индустрия, к сожалению, культивируют в человеке стремление к избыточному потреблению, к завышенным жизненным стандартам. Так человек бежит по замкнутому кругу от одной потребности к другой, от одной «нужной» вещи к иной, более новой и совершенной. И чем дольше это происходит, тем всё более неудовлетворённым становится человек. Пустота и депрессия наполняют его существо в мире вещей и удовольствий. Душа человеческая не терпит вакуума: если Бог изгнан из неё, то Его место займет Его антипод и наполнит душу тоской и отчаянием.
Поэтому любые преобразования, будь то на национальном уровне, в семье или частной жизни индивида должны быть сопряжены с совершенствованием человеческого духа, нравственных качеств личности. Ведь каждый человек несет служение на своем месте, где он и может сделать свой вклад в общее дело модернизации страны. Каждому доступно добросовестно исполнять свои обязанности, не идти на сделки с совестью, даже когда кто-то нас понуждает к этому.
Все мы, подобно Столыпину, хотим видеть Россию великой. Но подлинное величие страны определяется не объемом её ВВП, не размером золотовалютного запаса, не достижениями в экономической и финансовой сферах. Величие страны определяется качеством её человеческого капитала. Каким будет человек, такой будет и страна. Мы не преодолеем коррупцию в стране, пока не преодолеем её в самих себе. Мы не построим прочное государство, пока не научимся строить собственную жизнь на прочном фундаменте христианских нравственных ценностей. Мы не сделаем нашу страну привлекательной для наших соседей, пока она не станет привлекательной для нас самих, пока не остановится отток из неё человеческого капитала.
В завершение своего выступления хочу пожелать всем нам не поддаваться «коллективному унынию», но прибегать к Вечному Источнику жизни – Господу нашему Иисусу Христу – и в Нём, в Его учении черпать дальнейшие силы для прохождения жизненного поприща.