Print This Post

11 апреля 2012 года, в Великую среду, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма и сотрудники ОВЦС в священном сане.

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в Великую среду, мы совершили последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, в последний раз вознесли молитву преподобного Ефрема Сирина.

В Евангельском чтении мы слышали о том, как женщина-грешница пришла на вечерю, на которой возлежал Иисус, разбила сосуд с драгоценным миром и возливала это миро на ноги Спасителя, отирая их своими волосами (Ин. 11. 2; Мф. 26. 7; Мк. 14. 3). Увидев происходящее, ученики стали говорить: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26,8–9). В это самое время, как повествуют евангелисты, Иуда принял окончательное решение предать Спасителя. Он пошел к первосвященникам и спросил: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф. 26. 14 – 15).

Жена грешница, возливавшая миро на ноги Спасителя, делала это из большой любви к Богу и к Его воплотившемуся Сыну. Она могла не знать многого из того, что знали апостолы, которых Господь учил в течение всего времени Своего земного служения, но ее сердце чувствовало, что  Сей, возлежавший на вечери,  — необычный Человек, что, оказав Ему знаки почтения, она может получить прощение грехов. И она слезами умывала Ему ноги, потому что вся жизнь этой женщины — безобразная и безрадостная, которая церковном песнопении характеризуется как «мрачное же и безлунное рачение греха», то есть греховная любовь, лишенная света, – предстала перед ее глазами, и в покаянии она приносила свои слезы и это драгоценное миро. Может быть, на приобретение мира она потратила все, что имела, но она не считала деньги, потому что любовь Божия бесценна, и покаяние тоже не имеет цены.

Когда человек хочет принести жертву Богу, он не может делать расчеты, он должен приносить всецелую жертву, приносить всего себя. А Иуда и вместе с ним другие ученики, увидев этот сосуд с драгоценным миром, сразу в своем уме просчитали цену, поделили на количество нищих, которых можно облагодетельствовать, если это миро продать. Они делали так, наверное, думая, что тем самым выполняют завет своего Учителя, ведь Господь учил Своих учеников, что они должны помогать нищим, заботиться о бедных. И, казалось бы, формальная сторона была здесь соблюдена, однако они упустили самое главное: ту жертву любви, которая была принесена женщиной, в тот момент не смогли принести ученики, потому что их умы были заняты математическим расчетом цены драгоценного масла. Но дальше всех пошел Иуда, который, видимо, накопив в себе недовольство Спасителем, Его апостолами, учением, именно в этот момент окончательно решил, что ему надо со всем этим расстаться, тем более, что он знал, что первосвященники не довольны Спасителем. Иуда идет к первосвященникам, спрашивает, какую цену они дадут, и  те называют цену в тридцать сребреников. По тем временам это были немалые деньги — на них можно было купить участок земли.

Иуда из ученика и апостола Христова, одного из двенадцати сподвижников Христа, становится предателем. Как такое могло произойти? Неужели этот человек, который ни в чем не был умален по сравнению с другими апостолами, который так же, как и они, участвовал во всех земных делах Спасителя, был свидетелем Его чудес, мог замыслить в своем сердце предательство? «Кий тя образ, Иуда, предателя Спасу содела, – воспевает Церковь в эти дни, – еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси».

Но тайна сердца человеческого не поддается рациональному истолкованию. Есть люди, которых Господь призывает, и они все оставляют и следуют за Ним, а есть те, которые, когда призывает их Господь, продолжают в своем уме высчитывать цифры, продолжают думать о своей личной выгоде и сомневаться.

Если человек усилием воли, молитвой, участием в Таинствах Церкви не преодолеет в себе эту раздвоенность, то с ним может произойти то, что произошло с Иудой. Ведь неслучайно мы перед причащением всегда произносим слова: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» Риск оказаться предателем и изменником  существует для каждого из нас, и  не следует думать, что мы не поколебались бы, если б нас постигли такие же испытания, какие постигли тогда учеников Спасителя. Сейчас, пока все благополучно, мы приходим в храм Божий, и нам кажется, что мы верные ученики Спасителя. А если бы потряслись основания церковной жизни, если бы, например, изменилось отношение властей к Церкви или произошли бы еще какие-то тяжелые по своим последствиям события, как это уже не раз случалось в истории, устояли бы мы или поколебались? Насколько мы близки к Спасителю? Насколько мы готовы принести Ему такую же жертву, какую принесла женщина грешница, то есть, попросту говоря, готовы ли мы принести Ему всю свою жизнь — без всяких расчетов, колебаний, внутренней раздвоенности? Можем ли мы сказать себе раз и навсегда, что хотим посвятить свою жизнь Богу и не желаем ничего для себя: что Господь пошлет, то и будет наше, а все свое мы отдаем Богу? Вот чего от нас в конечном итоге ждет Господь: чтобы мы были Его верными рабами и слугами, чтобы мы всю свою жизнь предавали Ему и во всем доверяли Богу. Если мы будем так поступать, если с чистым сердцем и нераздвоенным умом будем приступать к Святым Христовым Тайнам, то и в годину испытаний Господь подаст нам силы, чтобы нам не сделаться отступниками и предателями, не поколебаться, не смалодушествовать, чтобы всегда быть Его верными сынами и дщерями, слугами и свидетелями.

Господь напоминает нам обо всем этом сегодня, в Великую среду, накануне того дня, когда мы будем вспоминать Его Тайную вечерю, за которой все ученики, включая Иуду, получили под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Но только для одних это причастие было во спасение и в жизнь вечную, а для предателя оно стало в осуждение и в муку вечную, потому что и это не остановило его от  исполнения греховного намерения, которое тот задумал.

Будем вспоминать об этих событиях, будем задумываться о том, насколько мы готовы всю свою жизнь предать Богу. Станем просить Господа, чтобы Он всегда давал нам Свою благодатную силу быть Его верными служителями, помощниками и свидетелями, дабы по кончине жизни открылись нам врата Царствия Небесного. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС